pora.zavantag.com Для большинства любителей и профессионалов звукозаписи представляют
страница 1



ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

ЗАПИСЬ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

Для большинства любителей и профессионалов звукозаписи представляют интерес небольшие духовые оркестры. Рассмотрим наиболее распространенный их состав и расположим его для записи на один микрофон в соответствии с рис. 43. С левой стороны на­ходятся кларнеты, посередине теноры, за ними трубы, оправа — кор­нет-а-пистоны. Эти инструменты ведут музыкальную мелодическую тему, меняются местами в сольных партиях и т. п. Остальные ин­струменты, т. е. ударные, ми-бемоль-трубы и басы (геликон, туба), образуют группу аккомпанемента. Для нас важно, что все назван­ные инструменты составляют равноценные элементы небольшого духового оркестра и каждая группа их должна быть четко заметна в записи. Важны как кларнеты со своими музыкальными перехода­ми, так и басы, придающие музыке соответствующий акцент. В записи не должны теряться или, наоборот, выделяться отдельные инструменты в ущерб остальным. Каждый музыкант является, соб­ственно, и солистом. Типичное свойство небольшого духового орке­стра — прозрачность его звучания, которую необходимо сохранить в записи.


Рис. 43. Запись неболь­шого духового оркестра на один микрофон.

/ — ударные: 2 — трубы; 3 — басы; 4 — корнет-а-пистоны; 5 — певцы; 6 — кларнеты; 7^ теноры и баритоны,



150

Если у нас один микрофон, то необходимо повернуть его не­много в сторону кларнетов, которые иначе теряются. Различия громкостей выравниваем, изменяя расстояние от микрофона до от­дельных исполнителей, если микрофон мало направленный, а если более направленный — поворотом его вокруг оси. Сначала попросим сыграть кларнеты, при этом будем следить за их взаимным уровнем громкости (кларнет си-бемоль и бас) и в случае необходимости поменяем их местами. Затем точно так же прослушаем и выров­няем уровни громкости остальных групп инструментов. Когда в ор­кестре установится музыкальное равновесие, можно приступать к записи. Перед исполнением песен необходимо предварительно про­слушать певца. Не меняя проверенного положения микрофона, опре­деляем положение, которое должен занять по отношению к нему певец (ни в коем случае не наоборот). Если необходимо, ставим для певцов небольшой переносный сценический пьедестал, так назы­ваемый практикабль. Перемещением микрофона можно выровнять только незначительные различия по высоте. Расстояние от микро­фона до певцов следует выбрать таким, чтобы их голос сливался в единое целое с оркестром и одновременно был взаим­но уравновешен с ним в звуковом отно­шении. Певцы должны хорошо запомнить свое положение относительно микрофо­на. Хотя их головы оказываются между микрофоном и оркестром, на громкость звука оркестра это не оказывает ника­кого влияния. Небольшое различие мо­жет обнаружиться лишь в тембральной окраске некоторых инструментов. В слу­чае, когда оркестр аккомпанирует пе­нию, это совершенно безвредно, так как изменения тембральной окраски звука, и без того небольшие, дополнительно мас





кируются голосами певцов. Во время оркестровых проигрышей певцы могут отойти от микрофона.

Рис. 44. Запись неболь­шого духового оркестра с помощью восьми ми­крофонов.

; — ударные; 2 — трубы; 3 — басы; 4 — корнет-а-пистоны:, 5 — певец; 6 — кларнеты; 7 -— теноры и баритоны.



При записи духового оркестра на один микрофон звукооператор не может влиять на соотношение музыки и пения. Поэтому очень многое зависит от пев­цов и оркестра. Последний во время про­игрышей должен звучать в полную силу, а во время пения не заглушать певцов. Поэтому когда начинается пение, обычно играет группа аккомпанемента. Басы, даже очень сильные, не перекрывают пе­ние. Не ухудшает разборчивости пения и не вредит ему, как правило, и кларнет. Корнет-а-пистоны, играющие одновре­менно с певцами, часто перекрывают пе­ние. Поэтому оркестру следует приспосо­бить свою динамику к пению так, чтобы инструменты и голоса певцов не заглу­шали друг друга; аккомпанирующие му­зыкальные инструменты должны, дей­ствительно, только сопровождать певца. Второй случай записи небольшого духового оркестра посредством восьми микрофонов изображен на рис. 44. Такое число микрофонов позволяет свободно расположить оркестр. Для лучшего зву­кового выделения отдельных групп же­лательна даже их большая пространственная разделенность. Однако требования звукооператора к размещению оркестра в студии не должны быть чрезмерными: музыканты могут потерять взаимный контакт, что повредит исполнению. Микрофоны нумеруются в том порядке, в каком расположены ручки их регуляторов на микшерном пульте.

Если возможно групповое микширование, микрофоны органи­зуют в группы, начиная с mi по М3 и с М4 по М8 (см. гл. 20). Микрофон mi для кларнетов целесообразно установить на настоль­ную подставку прямо на пол перед инструментами. Селективность передачи микрофона mi возрастет, если в тракте его сигнала от­сечь низшие частоты, которые, кстати, отсутствуют в спектре зву­ковых частот кларнета. Иногда звуковая проницаемость кларнетов увеличивается при подъеме высших частот или использовании фильтра присутствия. Микрофон М2 для корнет-а-пистонов вклю­чается без корректора и устанавливается на высоте 1—1,5 м и на расстоянии примерно 1,5 м от инструментов. Микрофон М3 ориен­тируем вниз и ставим его на более высокую подставку. Точно так же ориентируем и микрофон Afs для басов. Все трубы си-бемоль направляем на микрофон М^. Так как звук ударных инструментов, особенно большого барабана, достаточно хорошо передается и остальными микрофонами, задача микрофона М6 — немного поднять высшие частоты в их звучании. Поэтому микрофон чаще всего на­правляют на литавры с малым барабаном сверху.



Поскольку в микрофон М7, предназначенный для певцов, час­тично попадает звук всего оркестра, его следует разместить пример -

151
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Для большинства любителей и профессионалов звукозаписи представляют интерес небольшие духовые оркестры. Рассмотрим наиболее распространенный их состав и расположим его для записи на один микрофон в соответствии с ри
38.32kb. 1 стр.

Гражданская война в России 1993 ? аннотация: Книга даст ответы на многие вопросы по новейшей истории России, удовлетворив интерес, как любителей истории, так и профессионалов
1489.35kb. 6 стр.

Ооо «Микрофон-М»
133.43kb. 1 стр.

© pora.zavantag.com, 2018