pora.zavantag.com «Интернет-технологии в театре. Сайт Свердловского государственного
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 8 страница 9


1.2. Театральный навигатор Екатеринбурга – портал Дома актера
Уральский регион – один из крупнейших стратегических регионов России. Он стремительно развивается в разных сферах, в том числе в сфере культуры. Екатеринбург и вся свердловская область так богаты культурными событиями, что, казалось бы, отразить их в одном месте почти невозможно. Но благодаря Интернет-технологиям и грамотной работе Дома актера это сделать удалось. Рассмотрим, как был создан портал Дома актера, и почему он остается одним из самых авторитетных источников информации о культурной жизни Урала.

На сегодняшний день информационный портал Дома актера www.domaktera.ru является отличным путеводителем в театральной жизни Уральского региона. На сайте располагается актуальная, своевременная информация о театральных событиях города и области. Ссылки на сайты театров и печатные издания, личные страницы театральных деятелей, сайт ЕГТИ позволяют быстро и легко находить любую необходимую информацию. Но не всегда было так, и очень поучительна история создания сайта Дома актера.

В определенные период своей деятельности Отделение столкнулось с проблемой – практически полный информационный вакуум вокруг деятельности организации. В городе, да и в области был хорошо известен Дом актера, но абсолютно неизвестна загадочная аббревиатура «СТД».

Авторитет организации в обществе, у представителей власти, ее текущее финансирование не соответствовало главной задаче, стоящей перед ней – защите интересов ее членов, работников театральной сферы, которая в тот момент переживала, да и сейчас переживает далеко не простые времена.

Очевидно, что помимо внутрикорпоративных задач перед Отделением со всей остротой встала еще одна: позиционирование Союза театральных деятелей РФ в лице Свердловского отделения как крупной и влиятельной всероссийской общественной организации, полноценного института гражданского общества, активно работающего на территории Свердловской области.

Попытавшись проанализировать информационное поле, на котором предстояло работать, работники СТД пришли к неутешительным выводам: былой авторитет организации размыт и практически утерян, журналистское сообщество давно сориентировано на ценности, в ряду которых культура лежит едва ли не на последнем месте.

Первоначальные попытки проявить себя на информационном поле привели еще к одному неутешительному выводу – изменились не только приоритеты и уровень профессиональной компетенции. Изменился сам мир. Пришлось столкнуться на практике с тем, что вертикальная иерархия, на которой раньше основывались отношения в информационном пространстве, оказалась практически разрушена. На первый план вышли социальные сети, в который каждый становится и производителем, и потребителем информации.

«Стало понятно, что тезис «кто владеет информацией – владеет миром» не работает в нынешней ситуации. В наше время владеет миром тот, кто производит информацию».10

Наиболее яркими примерами работы по созданию информации об СТД можно выделить информационную ленту на московском портале СТД, издание собственного информационного Вестника «8 марта, 8. Дом актера», поддержка независимого издания о театре - журнала «Театральный сезон», создание сетевого блога и тесно связанного с ним Официального театрального портала.

Описание портала Дома актера.

Портал состоит из двух уровней – главного и внутреннего.

Главный уровень состоит из основных, дополнительных и блоков специальной информации.

В основные блоки входит:

1. Репертуар на текущий день (динамичное обновление):

- возможность посмотреть репертуар на любой день текущего месяца;

- ссылки на спектакли;

- ссылки на театры.

2. Лента новостей (динамичное обновление):

- ссылка на источник (театр, блог, информагентство).

В дополнительные блоки входят:

1. Лента публикаций в бумажной прессе (динамичное обновление):

- аннотация на публикацию и ссылка.

2. Эксклюзивное интервью (периодическое обновление):

- аннотация, фотография персоны и ссылка.

3. Фестивали (устойчивый контент):

- аннотация, эмблема и ссылка.

4. Анонсы (динамичное обновление):

- два баннера ближайших премьер;

- дата, описание мероприятия.

5. Постоянные программы Дома актера (устойчивый контент).

6. Постоянный баннер кафе «Дебют».

В блок специальной информации входят:

1. Проекты СО СТД (динамическое обновление):

- описание проекта, контакты.

2. Проекты СТД (динамическое обновление):

- аннотация, ссылка.

3. Федеральные театральные новости (динамическое обновление):

- аннотация, ссылка.

4. СО СТД (устойчивый контент):

- Персоналии, фото, контакты.

Так же на сайте представлены ссылка на блог (форум) с указанием названий последних тем, издательские проекты СО СТД с описанием и ссылкой. Указаны контакты: редакторы сайта, разработчики сайта, техническая поддержка.

На сайте установлена поисковая машина, которая позволяет находить документы, содержащие введенные пользователем ключевые слова или выражения.

На внутреннем уровне портала представлена следующая информация:

1. Театры (устойчивый контент):

- персоналии, фото;

- текущий репертуар;

- новости театра.

2. Интервью.

3. Фестивали (описание, контакты, лауреаты последнего фестиваля, архив, публикации).

4. Спектакль (описание, фотография, рецензии).

5. Проекты СО СТД :

- описания, публикации;

- методические материалы;

6. Дом актера (описание, фото, контакты, творческие программы).

7. Публикации.

8. Издательские проекты СО СТД (описание, архив).

Представлены дополнительные возможности:

1. Возможность бронирования билетов.

2. Возможность рейтинговой оценки спектакля (голосование) и выноса первой тройки (пятерки) на главную страницу (общий рейтинг всех спектаклей текущего репертуара).

3. Возможность размещения видео.

Размещение информации в разных блоках и на разных уровнях делает сайт достаточно компактным и удобным для пользователей при поиске информации.

Важную роль играет и цветовая гамма, в которой выполнен дизайн сайта – синий и серый цвета. Эти цвета в психологии ассоциируются с интеллектом, постоянством, они настраивают на серьезную, деловую волну, располагают к доверию.

Многие Интернет-пользователи понимают, что в огромнейшем объеме информации в глобальной сети зачастую можно встретить много недостоверных фактов. Поэтому крайне важно создать и поддерживать сайт таким образом, чтобы люди доверяли информации, размещенной на нем, и возвращались снова и снова. В этом случае портал Дома актера можно считать образцом. На нем собрано и удобно структурировано огромное количество информации, в которой легко ориентироваться. Новости постоянно обновляются, что говорит об активной и плодотворной работе организации. При этом вся информация достоверна, актуальна и грамотно преподнесена пользователю. Данный портал обладает безусловным авторитетом среди всех целевых групп: журналистов, зрителей, чиновников, профессионалов.

Добиться авторитета у пользователей – основная задача при разработке сайта. Поэтому на примере портала Дома актера можно выделить главные детали эффективного сайта: достоверная, постоянно обновляющаяся информация, дизайн, отражающий деятельность организации, компактное размещение информации, удобная навигация.

1.3. Фестиваль «Театральная паутина»
Первые попытки показывать спектакли в Интернете относятся еще к рубежу веков, но подлинным дебютом театра во всемирной паутине можно считать 15 октября 2004 года, когда стартовал первый в истории театральный Интернет-фестиваль. Фестиваль «Театральная паутина» совмещал в себе офф-лайн и он-лайн, то есть традиционный (живой) показ спектакля в Москве дополнялся его синхронной прямой трансляцией по сети.

В афишу фестиваля были включены спектакли театров, которые приобрели широкую известность своими творческими достижениями: Мастерская П.Фоменко, Тень, Геликон-опера, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, Пермский балет Евгения Панфилова, «Комик-трест» из Санкт-Петербурга и театр КнАМ из Комсомольска - на - Амуре.

Кроме художественного качества спектаклей у первого фестиваля были и другие критерии отбора. Семь разных спектаклей представляли все виды театра. Для организаторов это был принципиальный момент – проверить возможность трансляции разных жанров.

Для первого фестиваля имела значение и продолжительность спектакля – приходилось думать о стоимости Интернет-просмотра, зрители которого обычно оплачивают свое соединение с Интернетом по количеству полученной информации (трафику). И, наконец, на фестиваль приглашались только театры, давно и успешно использующие информационные технологии в своей деятельности.11

С одной стороны, приглашение стать первыми было наградой за умелое использование современных технологий, которое позволило театрам рассказать о себе далеко за пределами своего города и даже страны, наладить новые и прочные контакты с коллегами и зрителями, оперативно и подробно информировать о своих событиях, проектах и новостях. С другой стороны, организаторы фестиваля отдавали себе отчет в том, что только в таких театрах их идею поймут и примут, так как поначалу многократно сталкивались со скептическим отношением к нововведению.

Изначально фестиваль преследовал просветительскую цель: показать шедевры российского и мирового театра там, где организовать реальные гастроли невозможно. Например, в российской глубинке или у наших соотечественников за границей.

В течение недели с 15 по 22 октября 2004 года одновременно с москвичами спектакли смотрели театралы из 77 стран мира и российские любители театра. Спектакли транслировались в шестистах специально организованных просмотровых залах по спутниковому каналу системы Культура ComSat.

Проект оказался востребованным. Его развития ждали и Интернет-пользователи и Интернет-компании. Тогда организаторы «Театральной паутины» решили не ограничиваться ежегодным коротким фестивалем, и был создан второй проект – «Культу.Ru», стартовавший 23 марта 2005 года.

Начинался он с того, что каждую среду в Интернете шли показы записей спектаклей, ставших классикой отечественного театра. Среди них были работы Георгия Товстоногова, Олега Ефремова, Марка Захарова, Анатолия Эфроса и других крупнейших мастеров российской сцены. Цикл показов «Великие отечественные режиссеры второй половины XX века» сменялся циклом «Великие актеры».

Организаторы проекта «Культу.Ru» не ограничивались показами старых записей, и начали самостоятельно снимать и транслировать современные спектакли.

Сегодня «Культу.Ru» не является специализированным театральным проектом, театр – только одна из сфер. Проект значительно расширился, он становится информационным каналом отечественной художественной жизни.

Самый уникальный и дерзкий опыт «Культу.Ru» - Интернет-мастер-класс Санкт-Петербург – Париж в форме видеоконференции, организованный совместно с «Dance Open Фестиваль». Профессор Академии балета имени А.Я. Вагановой Геннадий Селюцкий, руководитель мастер-класса, и руководители балетных школ из Нидерландов, Чехии, Германии и Италии опробовали использование Интернет – технологий для балета. Это уже не только показ, но попытка поставить Интернет на службу сценическому искусству и театральному делу.12

Второй фестиваль «Театральная паутина» проходил уже в рамках проекта «Культу.Ру». Концептуально структура фестиваля осталась прежней – семь дней, семь спектаклей, семь разных видов театрального искусства. Во время второго фестиваля были представлены: балет Большого театра «Раймонда», опера из Новосибирска «Дидона и Эней», спектакль МХТ «Изображая жертву», мюзикл Новосибирского театра музыкальной комедии «В джазе только девушки»,спектакль для детей Екатеринбургского ТЮЗа «Каштанка», авангардная постановка театра пластической драмы ЧелоВЕК «Песни дождя» и зрелище, которое Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача называла «путаницей» - «Marienbad». Важно отметить, что такие титаны отечественного театра, как Большой театр, МХТ и Новосибирская опера, сами выразили желание участвовать в фестивале. Два спектакля транслировалось непосредственно с площадок в Новосибирске, что принципиально отличает второй фестиваль от первого. Было проверено, что Интернет-трансляция, это столичная забава, ее можно осуществлять и из других городов.13

Многие задавались вопросом, зачем необходим такой фестиваль? Во-первых, Интернет-трансляции призваны расширять аудиторию отечественного театра, способствовать созданию единого мирового культурного пространства, приобщению всех желающих к уникальному прошлому и интересному настоящему нашей культуры.

Интернет-канал здесь незаменим, так как телевидение сегодня не балует показами театральных постановок. Канал «Культура», специально созданный для заполнения этого вакуума, охватывает далеко не всю территорию страны. Так что по телевизору даже не все жители России могут следить за театральной жизнью. Тем более такой возможности лишены любители театра, живущие за ее пределами. Интернет же, будучи «глобальной сетью», достигает любой точки планеты, и Интернет-показы находят своих зрителей, горячих поклонников российского театра, в самых разных городах и странах мира.

Вторая причина создания фестиваля вытекала из понимания завтрашнего места Интернета в повседневной жизни. Театру рядом с наработанными способами взаимодействия с телевидением, радио, прессой пришла пора искать подход к Интернет-технологиям, осмыслить и использовать их возможности для привлечения зрителей, чтобы Интернет стал соратником в формировании

аудитории и заполнении зрительных залов.

Безусловно, никто не ставил цель каким-либо образом вплетать Интернет-технологии в живую жизнь человеческого духа на сцене. Хорошо известно, что ни один материальный носитель не может заменить живого общения сцены и зала.

Вместе с тем, так же хорошо известно, что воспринимать сценическое искусство, соединяющее в себе много знаковых систем, без определенной подготовки, без умения прочитать и понять эти знаки, невозможно. Следовательно, зрителя для театра нужно готовить.

Веками считалось, что стать грамотным театралом можно, только накопив опыт посещения зрительного зала. Сама по себе возможность «сборного восприятия» меняет или даже формирует индивидуальное отношение к художественному явлению. Частые посещения театра могут привить навыки чтения сценического текста, если он оказывается в зале вместе с опытными театралами. Бурные овации в конце спектакля убеждают сомневающегося зрителя в том, что представление ему понравилось. Коллективное восхищение балетоманов показывает новому зрителю, что особенно ценится в искусстве танца. Так неподготовленный зритель и сам накапливает художественный опыт, и окружение помогает ему акцентировать внимание на художественной выразительности. Воспитание театрала в зрительном зале ничто полностью не заменит и не отменит.14

При этом можно смело утверждать, что Интернет-технологии предоставляют возможность постепенно объяснить пользователю, как надо смотреть спектакль. Соединение на экране монитора двигающегося изображения, звука, письменного текста, несущего пояснение для воспринимающего, позволяет создать своего рода путеводитель по спектаклю, подчеркивающий для неопытного зрителя особо значимые смысловые места. Интернет может и должен стать эффективным механизмом повышения интереса людей к театральному искусству. Его потенциальные образовательные возможности безграничны, и Интернет логично использовать для обучения восприятию художественной культуры, а не только для новостных сообщений.

Правильно построенная информация поможет человеку овладеть специфическим языком театра, проникнуть в систему его выразительных средств. Это позволяет не только привлечь в театральные залы больше зрителей, но и увеличить аудиторию грамотных театралов.

«Театральная паутина» задумывалась и для того, чтобы обратить внимание всех участников театрального процесса – режиссеров, актеров, художников, менеджеров на необходимость учиться использовать весь потенциал Интернет-технологий.

Стоит отметить два важных вопроса, которые изначально стояли перед организаторами. Первый вопрос – технический. Первые трансляции были достаточно низкого качества. Второй фестиваль демонстрировал несравнимое с первым техническое совершенство. С каждым годом появляется новая техника и новые возможности.

Больной вопрос технической стороны трансляций – стоимость трафика. Но с каждым днем ситуация улучшается. Становятся доступными безлимитные тарифы и скоростные Интернет-линии. Все чаще изъявляют готовность помочь поставщики нтернет-услуг – провайдеры.

Организаторов фестиваля изначально интересовало, как именно транслировать театральное действо. Можно ли создать у зрителя перед монитором ощущение присутствия в зрительном зале. Что потеряет спектакль, переданный по проводам. Какими способами, приемами, техническими приспособлениями нужно пользоваться, чтобы максимально достоверно передать сиюминутное искусство, его магию.

На первом фестивале съемка осуществлялась с трех точек – зритель, сидящий за компьютером, не был ограничен во взгляде на сценическую площадку и сам мог искать оптимальный ракурс просмотра, выбирая одну из камер, просматривая потоки с разных камер по очереди или выводя на экран монитора сразу три окна. В этом была попытка подчеркнуть кардинальное отличие прямой трансляции в Интернете от просмотра спектаклей в записи.15

На втором фестивале работали профессиональные операторы и опытные режиссеры. Шел монтаж в режиме он-лайн. Учитывая сложность прямой трансляции художественного текста, организаторы фестиваля организовали программу «круглый стол», посвященный актуальным проблемам художественного вещания, опыту переноса театральных постановок на экран. В нем приняли участие теоретики и практики современного театра, кино и телевидения. Опытные режиссеры, работники телевидения. Вел дискуссию телевизионный режиссер Александр Белинский. Выводы «круглого стола» весьма интересны.

Приблизить версию Интернет-показа к живому спектаклю можно, объединив усилия режиссера-постановщика и режиссера вещания. Вместе они намечают ключевые точки, создают своего рода сценарий показа. Если же такое сотрудничество невозможно, то желательно, чтобы режиссер вещания знал спектакль и мог определить план монтажа.16

Конечно, Интернет-версии спектаклей еще далеки от идеала. Но самое ценное для организаторов фестиваля – свидетельства на форуме и в беседах с пользователями: «Мы почувствовали ауру спектакля».17

Созданием своего необычного проекта – фестиваля «Театральная паутина» - организаторы доказали, что если идея созрела – она найдет сподвижников. Потенциал проекта поняли в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, которое поддерживает все начинания «Культу.Ru».

За месяц до объявленного начала первого Интернет-фестиваля проходила пресс-конференция, после которой свои услуги предложил Международный центр финансово-экономического развития.

Примерно в это же время фестивалю предложили свое сотрудничество ГИВЦ Роскультуры (Главный Информационно-вычислительный центр ФАККа), создатель и владелец сети Культура ComSat, взявший на себя важный сегмент технической помощи. Четыре структуры – ФГОУ «Интерстудио», Студия Артемия Лебедева. Международный центр финансово-экономического развития и Главный Информационно-вычислительный центр и сегодня составляют организационно-техническое ядро проекта.

Проект получал и получает много интересных предложений о сотрудничестве от Интернет-структур, операторов мобильной связи.18

Из всего вышесказанного можно подчеркнуть, что отношение к Интернету в театральной среде меняется очень быстро в лучшую сторону. Те, кто раньше не доверял Интернет-технологиям, сейчас с удовольствием идут на сотрудничество, понимая, какие возможности дает всемирная паутина для продвижения театрального искусства.

Главной проблемой при трансляции спектаклей фестиваля «Театральная паутина» остаются авторские права. «Для целей правового регулирования в законодательстве выделяются виды и типы объектов интеллектуальной собственности, требующие правовой защиты и особых форм ее осуществления. Специфика отдельно взятого объекта интеллектуальной собственности и механизм ее правовой защиты в значительной мере определяются сущностью созданного интеллектуального продукта и фазой инновационного цикла, на которой этот продукт был получен».19

Театры обычно заключают с авторами договоры только на показы на сцене. Поэтому, чтобы в какой-либо форме тиражировать или распространять видео (в том числе и в образовательных целях), нужно заново встречаться со всеми создателями и улаживать юридические вопросы.

Организаторы «Театральной паутины» пытаются решить проблему противоречия законов и потребностей зрителей. Пока единственный возможный способ трансляции – в режиме реального времени, что не позволяет скачать или записать спектакль. Спектакли транслируются, но не тиражируются.

Недавно основатели проекта «организовали комиссию по культуре при Президенте Российской Федерации. Они явились инициаторами по двум причинам. С одной стороны, это попытка взращивать новое культурное интеллигентное поколение молодых людей. С другой – в силу ситуации с авторскими правами в России и в мире, невозможно нормально ознакомить людей с лучшими образцами культуры».20 Если совсем углубляться, понятно, что любая библиотека – это постоянное нарушение авторских прав. Потому что человек вместо того, чтобы купить книгу и соответствующее перечисление передать автору, он читает ее в библиотеке бесплатно. Поэтому организаторы фестиваля надеются на скорейшие изменения в законе об авторском праве.


страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 8 страница 9
скачать файл

Смотрите также:
«Интернет-технологии в театре. Сайт Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии»
1231.93kb. 9 стр.

Татарский государственный театра драмы и комедии им. К. Тинчурина
18.14kb. 1 стр.

Сергея Владимировича Образцова и созданного им Государственного Академического Центрального театра кукол знакомо каждому россиянину, а слава гремит по всему миру
91.68kb. 1 стр.

© pora.zavantag.com, 2018