pora.zavantag.com Остатки церквей на развалинахъ древ- няго Корсуня или Хѳрсонеса,
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4


Остатки церквей на развалинахъ древ- няго Корсуня или Хѳрсонеса, ихъ откры- тіѳ й значѳніѳ.

Низменный иысъ на берегу Чернаго моря, въ 2 верстахъ пути отъ г. Севастополя, называется «Херсонесомъ». Здѣсь въ древности былъ греческій гороцъ того же имени, извѣстный въ русскихъ лѣто- писяхъ подъ именемъ «Корсуня», гдѣ въ 988 году крестился и всту- пилъ въ бракъ съ греческой царевной А.нной князь Владиміръ Свя- тославичъ, просвѣтившій христіанскою вѣрою всю Россію. Окружность площади этого города, наполненная теперь развалинами, простиралась до 1350 саженей, отдѣляясь съ юго-восточной стороны Карантинной бухтой, съ сѣверо - восточной—Чернымъ моремъ, съ сѣверо-западной и съ юго-западной сухопутной стороны—перешейкоыъ въ 570 саж. между вершинами двухъ названныхъ заливовъ, или бухтъ, возвышаю­щимся на 46 саженей надъ уровнемъ моря.

Хотя Крымъ присоединенъ къ Россіи въ 1783 году, но откры- тіе остатковъ древнихъ церквей Хереонееа началось лишь съ 1827 года. Въ «Исторіи Ираклійскаго полуострова» генералъ - маіора мор­ской службы Захарія Аркаса 1) мы читаемъ:

Въ 1827 году разрывали нѣкоторую часть мѣстностя Хереонееа и нашли нижнія стѣны 3-хъ каменныхъ церквей, сложенным на извести, съ полукруглыми алтарями, а по бокамъ, у стѣнъ, гробницы, покрытия мраморными плитами съ изображѳніями креста и въ нихъ че'овѣческіе остовы, мѣдныя монеты и стекляныя кисти или запястья, по одному и но два вмѣстѣ, багроваго и чернаго двѣтовъ. Одна изъ этихъ церквей, на срѳдинѣ Хереонееа, сохранилась лучше; другія же двѣ, означенвыя на приложевномъ планѣ буквами О и Е, разорены и камни ихъ

саесѳвн. Ближайшая съ южной стороны церковь, находилась около насыпи земія- ной, которая можѳтъ быть остатконъ той насыпи, которую сдѣлали жители Херсо- неса во время осады этого города Владиніронъ, увося землю, наваливаемую осаж­давшими, въ крѣпостной ровъ. Первая изъ церквей, сохранившаяся въ лучшѳмъ видѣ среди города, имѣла въ длину 18 аршииъ и столько же въ ширину, 50 фу- товъ въ окружности и до 27 футовъ высоты. Форма ѳя крестообразная, полукруглый алтарь раздѣлялся на три части, полъ изъ мозаики и на полу лежали разбития мраморная колонны съ широкими концами и съ изображѳніемъ на нихъ выпуклаго креста. По близости этой церкви находится незастроенная пятиугольная площадь въ 2200 Евадратныхъ саженей. Вблизи каждой изъ трехъ вышеупомянутых! церквей были цистерны: цистерна, сложенная на цементѣ съ 2 водопроводными трубами— при церкви, что вблизи насыпи; двѣ цистерны при второй церкви, которая среди города и которая сохранилась лучше другихъ, и цистерна малаго размѣра при 3*й церкви. Всѣ эти цистерны сложены на цементѣ, а есть, свѳрхъ того, нѣсколько меньшихъ цистернъ, выдолбленныхъ въ цѣльномъ камнѣ.“

Въ 1836 году посѣтилъ Херсонесъ Н. Н. Мурзакевичъ сна­чала членъ, а впослѣдствіи предсѣдатель Одесскаго Общества исто- ріи и древностей, и въ описаніи своей <Поѣздки въ Крымъ» ) пере- далъ слѣдующее:

Въ 3 верстахъ отъ Севастополя, за бухтою, называемою Карантинною, находятся для всякаго русскаго драгоцѣнныя развалины Херсона, въ которомъ кіевскій князь Владиміръ І-й Святославичъ (аіс) воспріялъ хрнстіанскую вѣру. Отъ Херсона, нѣ- когда многолюднаго и богатаго, теперь остались едва остатки городскихъ стѣаъ. Мел- кія потребности жителей Севастополя скоро разрушать и настоящіе скудные остатки, если не будѳтъ строгаго присмотра за охранѳніемъ ихъ. Изъ всего построеннаго византійцами уцѣлѣлъ фундаментъ церкви, лежащей ближе къ карантину и его бухтѣ. Храмъ, почти одинаковой постройки съ городской стѣной, имѣётъ располо­жено совершенно византійское—крестообразное, въ алтарной части тройное полу- кружіе: среднее для престола, правое для діаконника (ризницы) и лѣвое для жерт­венника. Въ длину церковь 75 футовъ и столько же въ ширину, стѣны толщиною въ 42 дюйма. По угламъ церкви замѣтны вдѣланные въ стѣны отрѣзки известковыхъ колоннъ іоническаго ордена (въ діаметрѣ 26 дюймовъ). Не положены ли они суе- вѣрными созидателями храма изъ какого либо древнѣйшаго храма во главу угла? А можетъ быть не остатки ли это древнѣйшаго Діанина храма? Близь церкви попадается много мраморныхъ обломанныхъ капителей коринѳскаго ордена, колоннъ съ продолговатыми византійскими крестами и мраморныхъ досокъ съ разными укра- шеніями. Сказываютъ, что въ этой церкви былъ открыть и мозаическій полъ, расхи­щенный любопытными. Не въ этомъ ли храмѣ равноапостольный князь Владиміръ принялъ св. крещеніе? Въ нѣсколькихъ шагахъ находится открытая, выштукатурен­ная яма; судя но множеству лежащихъ въ ней костей, она должна была служить кладбищнымъ погребомъ. Далѣе на востокъ, къ самой бухтѣ, у развалинъ береговой стѣны, примѣтны, какъ кажется, слѣды другой церкви. Въ нѣсквлькихъ шагахъ на

западъ отъ пѳрваго храма видна круглая яма съ узкимъ въ нее отверстіемъ и на поверхности ея лежатъ разбития мраморння колонны съ крестами, подобными тѣмъ, кои изсѣченн на гробницѣ Ярослава І-го Владиніровича, что въ кіѳвскомъ Софіев- скомъ соборѣ. Изъ всѣхъ колоннъ двѣ менѣе другихъ повреждены. Кто знаетъ, легко случится, что и овѣ разобьются для перезжѳнія на известь! Недалеко отсюда находится большая насыпь изъ битаго камня и черепицъ. Трудно отгадать назначѳніѳ ея. Не та ли это земля, которую при осадѣ города Владиміромъ, дѣлавшемъ у стѣны „приспн“, жители Херсона сквозь земное отверстіз уносили и силали здѣсь? 14).

Лѣтомъ 1853 года по Высочайшему повелѣнію командированъ былъ въ Крымъ для археологическихъ разысканій состоявшій при кабинетѣ Его Величества надворный совѣтннкъ графъ А. С. Уваровъ. Это назначеніе цослѣдовало въ то время, когда развалины Херсо- неса по Высочайшей волѣ переданы были изъ военно-морскаго вѣ- домства въ вѣдѣніе херсонскаго епархіальнаго начальства. Преосвя­щенный Иннокентій далъ и графу разрѣшеніе производить археоло- гическія розысканія въ этой мѣстности. По прибытіи въ Херсонесъ, графъ занялся расчисткою остатковъ обширной церкви, стоявшей на краю Херсонскаго мыса, на самомъ берегу моря. Результата своихъ раскопокъ въ этой церкви изложенъ графомъ въ всеподданѣйшемъ отчетѣ и въ его статьѣ подъ названіемъ: <Нѣсколько словъ объ археологическихъ розысканіяхъ близь Симферополя и Севастополя,» помѣщенной въ Пропилеяхъ. 2) Графъ нисалъ:

церковь, разрытая мною въ прошлое лѣто, лежитъ на сѣверѣ города, такъ близко къ морскому берегу, что обрушившаяся часть его увлекла за собою цѣлый уголъ этого строѳнія. Выстроенная по плану дрѳвнихъ базиликъ, церковь имѣегъ въ длину до внутрѳнняго притвора 16 саас. 2*/« аршина и въ ширину 10 саж. 1‘л аршина. Два ряда колоннъ въ одинадцать колоннъ каждый (а. <1. Ъ. с.), идутъ во всю длину храма ираздѣляютъ его натри продольння части: на среднюю часть, или собственно храмъ, и на боковыя галлереи. На колоннахъ написаны имена гражданъ, пожертвовавшихъ деньги на устройство ихъ. Колонны сіи и надписи принадлежать IV столѣтію. Нѣкоторыя капители сдѣлани въ видѣ опрокинутихъ трапецій съ кре­стами или монограммой Христа. Но подъ византійскою трапеціей сохранились еще остатки прежней греческой архитектурн. Алтарная часгь оканчивалась полукруг- лмъ выступом (афі;, аЪзііе). Каменная стѣна (1) иозднѣйшаго устройства слу­жила горнимъ мѣстомъ. Стѣны сохранились здѣсь выше и лучше, чѣмъ въ про- чихъ частяхъ храма. Алтарный помостъ сдѣланъ былъ изъ бѣломранорныхъ плитъ и кончался красивою солеею въ одну ступень (Ь. і). Четыреугольная плита (е) обозначаетъ мѣсто престола. Подъ плитою была маленькая яма, выдолбленная въ скалѣ; въ ней нашла 22 мѣдныя монеты, изъ которыхъ 19 принадлежать къ цар- ствованію Романа І-го (920—944), 2,-неясны и 1—восточная. Предъ солеею возвы­шался мраморный амвонъ, обнесенный 6-ю мраморными столбами, съ мраморными между ними плитами (9). На серединѣ каждой плиты византійскій врестъ. Совер­шенно подобныя плиты составляли иконостасъ; только колонны, находившіяся между ними, бблыяаго размѣра, чѣмъ колонны амвона. На срединѣ царскія двери; по бо- камъ ихъ иконостасъ, который совершенно закрыть былъ вышеописанными плитами до высоты двухъ аршинъ, а далѣе промежутки между колоннами закрывались зана- вѣсками. Подобные иконостасы досѳлѣ еще вздвы въ нѣвоторыхъ церквахъ Греціи и до царствованія императора Юстиніана были употребляемы во всемъ восточномъ мірѣ. Южныя и сѣверныя двери устроены по бокамъ алтаря (Ъ. і. і Г.), кромѣ того на южной сторонѣ былъ устроенъ клиросъ. Средняя часть церкви, или собственно храмъ (пеГ) вымощѳнъ былъ ираморомъ. У среднихъ колоннъ, по обѣимъ сторо- намъ нефа, базы и самыя колонны задѣланы кирпичами почти до трехъ аршинъ вышины. Тутъ устроены гробницы (к. к. к.); остовы, въ нихъ лѳжавшіе, не носила никакихъ признаковъ для опрѳдѣленія времени и почти совершенно истлѣли. По­добные склепы часто устраивались въ церквахъ и большею частію подъ церковнымъ помостомъ. Многочисленные примѣры доселѣ существуют* въ Греціи, гдѣ носятъ они названіе химитирій. Боковыя галлереи, вмѣсто мраморнаго пола, были укра­шены мозаиками. Въ южной галлереѣ сохранилась мозаика въ 7 аршинъ длины; черные кресты съ краснымъ полѳмъ между ихъ вѣтвями украшаютъ средину бѣлаго осьмиугольника. За этимъ рисункомъ слѣдуетъ богатый разноцвѣтный узоръ на срединѣ квадрата въ 5 аршинъ, 6 вершковъ. Подобные же остатки половой мо­заики находятся въ пристройкахъ (I. I.) къ южной сторонѣ. Мозаика но всей церкви сдѣлана большею частію изъ какого то состава. Онъ тверже стекла и сохра- няетъ весь блескъ красокъ. Храмъ и обѣ галлереи соединяются съ внутреннимъ притворомъ посредствомъ трехъ дверей. Притворъ имѣетъ въ длину 4 сажени 8 вершковъ и раздѣляѳтся на три части, отдѣленныя между собою колонною (т. т.) Трое дверей ведутъ изъ внутренняго притвора къ внѣшнему. У сѣверной двери найденъ карнизъ съ трехстрочною греческою надписью, изъ которой видно, что первобытный храмъ былъ посвященъ „Афродитѣ.“ Форма базилики, данная этому храму, показы- ваетъ, что постройка ея должна быть отнесена въ царствованіе Константина Вели* каго. При разрытіяхъ въ разнахъ мѣстахъ найдены монеты Вадѳнтіана, Граціана, Ѳеодосія Великаго, Аркадія, Ѳѳодосія Младшаго, Василія и Романа, т. е. монеты 4, 5, 9 и 10 вѣковъ. Колонны почернѣли отъ огня, уничтожившаго этоть храмъ въ X столѣтіи, т. е. во время одной изъ осадъ Корсуня. Изслѣдованіе показало наиъ піанъ византійской церкви со всѣми ея подробностями.
Открытый въ этой церкви графомъ Уваровымъ мозаичный полъ вынутъ и вмѣстѣ съ мраморною колонною, украшенною барельефомъ, отправленъ въ Императоркій Эрмитажъ, на что употреблено 3364

рубля, какъ значится въ дѣлѣ канцеляріи тавр. губ. № 2404 и 5512 1854 года11).

Ииъ же, графомъ Уваровымъ, изслѣдованы пещерные склепы, окружающіе Херсонесъ съ юго-восточной стороны. Къ статьѣ графа объ этой базиликѣ, помѣщеяной въ Пропилеяхъ, првложенъ и планъ.

Объ остаткахъ другихъ херсонескихъ церквей графъ Уваровъ не упоминаетъ ни въ своей статьѣ, ни въ своемъ всеподданнѣйшемъ отчетѣ, и при посѣщеніи членами Одесскаго Археологическаго съѣзда въ 1886 г. Севастополя и развалинъ Хереонееа говорилъ, что въ открытіи крестообразной церкви и въ опредѣленіи ея отношенія къ крещенію св. Владиміра онъ не принималъ никакого участія. Впро- чемъ бывшій при графѣ Уваровѣ въ 1853 г. архитекторъ Медвѣдевъ снялъ планъ фундаментовъ крестообразной церкви, (который еще въ 1840 г. снять былъ г. Аркасомъ и приложенъ при его описаніи Хер- сонеса). Составленный Медвѣдевымъ планъ этой церкви точнѣе опи- санъ архитектороыъ Авдѣевымъ, назвавшиыъ ее церковью св. Васи- лія, и помѣщенъ въ Архитектурномъ Вѣстникѣ за 1859 годъ съ по- казаніемъ на рисункѣ .нетушеваиными и пунктирными линіями остат- ковъ стѣнъ и могилъ, означенныхъ на планѣ Н. И. Медвѣдева, ко- торыхъ теперь уже не существуетъ *). По сему плану, копію котораго прилагаемъ здѣсь, церковь эта имѣетъ форму равноконечнаго креста въ 9 саж. длины и въ 8 сажен, ширины внутри стѣнъ; три вѣтви креста имѣютъ каждая 3 еажен. дл. и 2 с 1 арш. ширины 3). По бокамъ алтарной вѣтви креста, которая короче прочихъ, двѣ камеры, имѣвшія назначеніе—одна быть жертвенникомъ, а другая діаконни- комъ. Алтарная стѣна имѣетъ закругленіе съ восточной стороны, вос­точная сторона жертвенника—прямолинейникъ, а таковая же стѣна діаконника закруглена. Жертвенникъ имѣетъ внутри квадратную форму, діаконникъ—овальную и два выхода—въ алтарь и въ среднюю часть храма. Авдѣевъ полагалъ, что этотъ діаконникъ былъ крещаль- нею. Высота уцѣлѣвшихъ стѣнъ церкви—2 аршина выше пола; об- рѣзъ стѣны въ 4 вершка. Предъ алтарною частію, нѣсколько правѣе царскихъ вратъ, могила, обдѣланная камнемъ въ 3 аршина длины и


  1. ширины. Предъ діаконникомъ, у южной стѣны, другая мотла мень­шей ширины. Такого же размѣра двѣ могилы у наружныхъ стѣнъ первой вѣтви креста—одна у входа въ церковь, другая подлѣ южной стѣны. На тоыъ же рисункѣ нетушованными и пунктирными линіями означены подъ буквами В. С. Д. нанесенные на планъ архитекторомъ Медвѣдевымъ остатки стѣнъ, которыя исчезли во время войны.

Въ 1861 году при расчищеніи мѣстности подъ постройку Вла- димірскаго собора по проекту профессора Гримма, открыты подлѣ крестообразной херсонеской церкви фундаменты еще трехъ церквей и жилыхъ при нихъ зданій. Планъ этой мѣстности, съ означеніемъ всѣхъ оказавшихся церквей и жилыхъ зданій, сообщенъ тогда быв- шимъ настоятелемъ херсонскаго монастыря, игуменомъ Евгеніемъ, въ Одесское общество исторіи и древностей и изданъ при томѣ V Записокъ этого общества. На планѣ этомъ фундаменты двухъ вновь открытыхъ церквей находятся въ 5 саженяхъ отъ описанной выше крестообразной церкви, нынѣ называемой Богородичною; онѣ разныхъ размѣровъ и неодинаковой формы, ио гораздо вмѣстительнѣе фунда­ментовъ церкви такъ называемой Богородичной.

Большая церковь имѣетъ форму трехчастной базилики, въ дли­ну 11 саж. и въ ширину 7 саж. внутри стѣнъ. Къ сѣверной ея стѣнѣ, въ концѣ ея, не доходя алтаря, пристройка въ 10 аршинъ длины и 6 ширины съ закругленіемъ въ передней части. Пристройку эту можно считать крещальнею. Въ западной части базилики, при входѣ въ нее, по двѣ могилы при среднихъ стѣнахъ; въ лаперти, у сѣверной и южной стѣны, также двѣ могилы, всего внутри базилики 6 могилъ, въ которыхъ положены останки усопшихъ. Впереди бази­лики, въ 4 аршинахъ отъ нея, фундаменты другой меньшей церкви, которая, начинаясь на линіи алтаря церкви крестообразной, имѣетъ въ длину 7 саж. и столько же въ ширину. Форма ея—квадратный прямоугольникъ съ закруглевіемъ въ алтарной части, но алтарь ея не на средней линіи храма, а ближе къ сѣверной стѣнѣ, что встрѣ- чается иногда въ монастырскихъ трапезахъ. По бокамъ алтаря—отдѣ- ленія для жертвенника и діаконника, или ризницы Въ западной ча­сти двѣ могилы—одна при южной, другая при сѣверной стѣнѣ. За алтаремъ этой церкви, въ разстояніи 2 саженей отъ него, фундаменты жилаго строенія, заключавшаго въ себѣ длинный корридоръ, большой залъ и 4 комнаты меныпаго размѣра. Влѣво отъ нихъ, въ 4 саженяхъ, иротивъ алтаря крестообразной церкви, фундаменты другаго жилаго строенія, состоявшаго изъ нѣсколькихъ комнатъ разнаго размѣра, при

которыхъ обозначились мѣста печей и бани; здѣсь же найденъ оста- токъ мраморной большой вазы, или ванны, имѣвшей форму котла. Такимъ образомъ жилое зданіе, которое могло быть квартирой гречес­кой царевны Анны, оказывается за алтаремъ не крестообразной, а другой церкви, находившейся вправо отъ нея. Впереди крестообраз­ной церкви, въ 4 саженяхъ отъ фундаментовъ ея галлереи или огра­ды, открыты фундаменты еще одной малой, трехчастной базилики, имѣвшей съ алтарнымъ закругленіемъ въ длину 5 саж. и въ ширину 4*/2 сажени. Подъ этой базилк-чкой проходить каналъ, которымъ была проведена вода въ цистерну, находившуюся предъ входомъ въ кре­стообразную церковь, но не дальше.

И такъ въ Херсовесѣ, предъ закладкой въ немъ Владимірскаго собора по проекту г. Гримма, стали извѣстными фундаменты 6-ти древнихъ церквей, изъ коихъ три открыты предъ самой закладкой въ 1861 году. Послѣднія три церкви и церковь крестообразная, ос­татки которой теперь сохраняются въ нижнемъ этажѣ Владимірскаго собора, занимали средину Хереонееа и составляли одну группу цер­квей, ветрѣчаемую только въ монастыряхъ. Церковь у насыпи и ба­зилика, раскрытая и обслѣдованная графомъ Уваровымъ, находились на крайнихъ противоположныхъ пунатахъ Хереонееа—одна съ суши, другая съ моря.

Хотя на развалины Хереонееа вначалѣ, по присоединеніи Крыма къ Россіи, смотрѣли только какъ на мѣстность, изъ которой можно было доставать безплатно матеріалъ для постройки домовъ въ сосѣд- немъ Севастополѣ, и Херсонесъ долгое время представлялъ собою ни- чѣмъ, неограждвяный пустырь, но въ началѣ этого столѣтія уже вполнѣ сознавали потребность увѣковѣчить какимъ либо памятникомъ то мѣсто, на которомъ совершилось одно изъ важнѣйшихъ для на­шего отечества событійкрещеніе просвѣтителя Россіи, кіевскаго князя Владиміра.

Первоначально, въ 1805 году, послѣдовало Высочайшее повелѣ- ніе объ огражденіи отъ разрушенія и расхищенія памятниковъ древ­ности въ Крыму; затѣмъ, въ 1822 году сдѣлано распоряженіе о по­ручены непосредственному надзору таврическаго губернатора сохра- ненія и обереганія развалинъ Хереонееа, находившихся до сего вре­мени въ вѣдѣніи севастопольскаго военнаго карантина, выстроеннаго изъ матеріала тѣхъ же развалинъ. Въ 1825 году адмиралъ Грейгъ подалъ Императору Александру 1-му въ Севастополѣ записку о соору­жении памятника въ Херсонесѣ, на мѣстѣ крещенія св. Владаміра.
По этому проекту предполагалось «соорудить въ Хереонееѣ неболь­шую, изящной архитектуры церковь и при ней богадѣльню для 30 человѣкъ дряхлыхъ и неимущихъ, которые, прославляя имя Божіе, имѣли бы надзоръ кавъ за храмомъ, такъ и за еохраненіемъ разва­линъ». Записка удостоена была Выеочайшаго одобреяія, проектъ же храма былъ переданъ въ академію художествъ для раземотрѣнія. Академія составила новые проекты, которые уже были ею представ­лены на Высочайшее усмотрѣніе въ 1829 г. Императору Николаю Павловичу и по разсмѳтрѣніи которыхъ Его Величеству благоугодно было повелѣть, чтобы на первый случай былъ устроенъ обелискъ по одному изъ чертежей академика Беретти и чтобъ была открыта новсе- мѣстная подписка на сооруженіе его. Въ 1843 году мысль о сооруженіи храма въ Херсонесѣ вовсе оставлена такъ какъ Императоръ Николай, посѣтивъ въ семъ году Севастополь, повелѣлъ, чтобы храмъ во имя св. Владиміра построенъ былъ, вмѣсто Хереонееа въ Севастополѣ, при чемъ онъ еамъ изволилъ указать мѣсто для него, и для сбора пожертвованій на этотъ нредметъ открыта въ 1848 г. подписка по всей Россіи, и вмѣстѣ съ этимъ учрежденъ строительный комитетъ 1). Закладка храма послѣдовала 15 іюня 1854 г. въ виду соединеннаго англо-французскаго флота, появившагоса предъ Севастополемъ нака- нунѣ этого дня. Преосвященный Иннокентій, архіепископъ херсон- скій, въ прекрасной своей рѣчи предъ этой закладкой говорилъ: «Кто не знаетъ, что у враговъ нашихъ одно изъ самыхъ задушёвныхъ же- ланій теперь состоитъ въ томъ, чтобы какимъ бы то ни было обра- зомъ отторгнуть здѣшнюю страну отъ состава Россіи? А мы въ это самое время, какъ бы въ отвѣтъ на ихъ безумную дерзость, полага- емъ здѣсь основаніе храму во имя св. Владиніра... Здѣсь купѣль на­шего крещенія; здѣсь начало нашей священной исторіи и народныхъ преданій. Уступить послѣ сего страну кому бы то ни было значило бы для Россіи отказаться отъ вупѣли своего крещенія, измѣнить памяти св. Владиміра. Возможно ли это? Скорѣе не останется во всѣхъ го- рахъ здѣшнихъ камня на камнѣ, нежели луна заступитъ здѣсьмѣсто креста Христова!.. Не унывай, богоспасаемый градъ Севастополь, отъ множества и злобы враговъ, тебя обышедшихъ, памятуя, что ты преемникъ и наслѣдникъ не Ахтіара мусульманскаго, а православ- наго Херсона Таврическаго. Что дано и положено свыше, того не можетъ измѣнить никто и ничто». Храмъ этотъ, сооруженный по проекту архитектора Авдѣева, оконченъ въ минувшемъ 1888 году, т. е. спустя 34 года послѣ его заложенія, и освященъ 5 октября,— храмъ небольшой, но чудный и по архитектурѣ и по внутренней от- дѣлкѣ и по очаровательной своей мѣстности, которая господствуетъ и надъ сушею, и надъ моремъ съ его заливами. Въ нижней церкви, подъ мраморными плитами пола, могилы адмираловъ Корнилова, На­химова, Истомина — славныхъ героевъ-защитниковъ Севастополя, тутъ же и могила виновника этого храма, адмирала Лазарева, созда­теля черноморскаго флота.

Духовное вѣдомство до ] 848 года стояло какъ бы въ сторонѣ отъ всѣхъ проектовъ объ увѣковѣченіи священнымъ памятиикомъ мѣста крещенія св. Владиміра и не принимало въ этомъ дѣлѣ участія, такъ какъ Севастополь и Херсонесъ подлежали военно-морскому, отдѣль- ному отъ епархіальнаго, вѣдомству. Но въ такомъ отношеніи къ сему дѣлу не могъ быть знаменитый архипастырь, преосвященный Иннокентій, прибывшій на новую свою херсонскую и таврическую паству въ 1848 году. Обозрѣвъ Крымъ въ томъ же году, онъ тогда же возымѣлъ мысль учредить киновіи въ запустѣлыхъ 9-ти священ- ныхъ мѣстахъ Крымскихъ горъ отъ Инвермана до г. Керчи и, воз- становивъ центральный скитъ въ Бакчнсарайсвой скалѣ, создать въ Крыму нѣчто похожее на св. Аѳонскую гору—русскій Аѳонъ. Сочув- ствіе своей идеѣ, при ближайшемъ ея соприкосновеніи съ жизнью, онъ нашелъ въ жителяхъ г. Симферополя, Бакчисарая, Алушты и друг, крымскихъ городовъ и селеній, подавшихъ ему въ январѣ 1849 года прошеніе, въ которомъ они обѣщали содействовать по­сильными пожертвованіями возстановленію древнихъ христіанскихъ святынь, уважаемыхъ и многими изъ крымскихъ татаръ. Заручившись согласіемъ на такое возстановленіе святыни и со стороны князя М. С. Воронцова, главноначальствовавшаго въ Новороссійскомъ краю и як Кавказѣ, преосвященный Иннокентій представилъ святѣйшему Синоду прошеніе жителей Крыма при составленной имъ обширной запискѣ, въ которой развилъ подробности и основанія своего про­екта о возстановленіи древнихъ святыхъ мѣстъ на горахъ Крымскихъ. Въ этой запискѣ онъ, не касаясь причинъ, по которымъ Севастополь избранъ мѣстомъ для церкви во имя св. Владиміра, указывалъ на основанія четырехъ церквей на развалинахъ Хереонееа—трехъ мень- шихъ и одной большой, которую, по его словамъ, не безъ причины признаютъ за соборную, въ коей крестился св. князь Владиміръ, и предполагалъ возстановить ее въ томъ древнемъ видѣ, какъ она была
«ТСмш/ь ЛѴКЫУПШХИЖШ/ .ралгшш.нп.о4 тюЭъ тіло-ш^сі^ь .с&ор {уж<иишх.ъо хрліліЩ/ (^. бВхіѵношН/. !Кж-л/зя/ Зіла/^

страница 1 страница 2 страница 3 страница 4
скачать файл

Смотрите также:
Остатки церквей на развалинахъ древ- няго Корсуня или Хѳрсонеса, ихъ откры- тіѳ й значѳніѳ
965.06kb. 4 стр.

Путешествія въ Малороссію академика Гильденштедта и кн. Ж. М. Долгорукаго
734.18kb. 2 стр.

-
241.53kb. 1 стр.

© pora.zavantag.com, 2018