pora.zavantag.com Предисловие Марии Штейнер. Первая лекция
страница 1 страница 2 ... страница 7 страница 8




№ 352

Рудольф Штейнер.

Природа и человек с точки зрения духовной науки.
Десять лекций прочитанных для работающих на строительстве Гетеанума в Дорнахе

от 7 января до 27 февраля 1924 года.
Содержание:

Предисловие Марии Штейнер.

Первая лекция, Дорнах 7 января 1924 года.

О толстокожих – о сущности образования оболочек и скелета. О смоле в муравьиной куче и о вреде древесных пчел. Где остаются мертвые слоны. Предчувствие смерти у животных. Человек покупает свою свободу тем, что способность предчувствия у него мала; животное не обладает свободой, все в нем несвободно, но зато оно имеет способность предчувствовать. О нраве слона, который все замечает, особенно то, что происходит у него внутри. Образование оболочки и скелета у низших и у высших животных. Как посредством крови внешняя оболочка превращается во внутренний скелет. Самосознание и прочный костяной остов. Скелет и надкостница. В скелете находится дух.


Вторая лекция. 19 января 1924 года.

О ядовитых веществах и их воздействиях на человека.

Ядовитое действие мышьяка. Все вещества, которые имеет в себе человек, производятся в нем самом; он извлекает их из Космоса. Астральное тело производит мышьяк. В больших количествах яд убивает человека, в более слабых дозах – делает его больным, но в малых дозах, в утонченной форме является лекарственным средством. Действие яда лучше всего исследовать в случаях слабых отравлений. Минеральные яды и самопомощь организма против этих минеральных ядов. Рахитичные дети производят слишком мало свинца. Белок присутствующий в человеке, постоянно растворяет свинец. Растительные яды загоняют жизнь в ощущение. Дубильная кислота противодействует растительным ядам. Яды животного происхождения действуют, в первую очередь, в крови; их человек может изгнать, уничтожить только благодаря собственному, возникающему в крови противоядию. Яды животного происхождения человек постоянно вырабатывает сам, например, при дифтерии. Муравьиная кислота и обновление Земли в Космосе. Сверхчувственному человеку для жизни необходим трупный яд. Подагра и ревматизм. Минеральные яды способствую втягиванию физического тела в эфирное тело. Яды растительного происхождения способствуют втягиванию эфирного тела в астральное тело. Яды животного происхождения способствуют втягиванию астрального тела в «я».
Третья лекция. Дорнах, 23 января 1924 года.

О питании.

Перекармливание белковой пищей ведет в более позднем возрасте к так называемому артериосклерозу, обызвествлению артерий и делает человека легко подверженным всевозможным инфекционным заболеваниям. Эфирное тело должно полностью перерабатывать белок. Для нормального питания сердца, груди и тому подобного человек безусловно должен получать жиры. Эфирное тело препятствует загниванию белка, астральное тело борется с прогорклостью, затуханием жиров. С заболеваниями, возникающими вследствие загнивания белков в кишечнике или прогорклости жиров следует бороться с помощью меди и мышьяка. «Я» борется со сбраживанием сахара и крахмала. Чрезмерное употребление картофеля вредит голове. Употребление в пищу картофеля и материализм. Дальнейшие вредные последствия употребления картофеля. «Я» преимущественно действует в голове, астральное тело – в груди, эфирное тело – преимущественно в нижней части тела. Курортные воды с сероводородным запахом, запахом гнилых яиц оказывают воздействие, преодолевающее возникающий внутри запах гнилых яиц. Сероводородный запах как лекарственное средство. Большая часть заболеваний связана с неправильным питанием, имеют диетическое происхождение.
Четвертая лекция. 2 февраля 1924 года.

Человеческий глаз – Альбинизм.

Тонкое строение ирисовой оболочки или радужки у каждого отдельного человека имеет индивидуальные различия. О строении глаза. О роговице, сосудистой оболочке, сетчатке, зрительном нерве и слепом пятне. Человек видит посредством сверхчувственного «я». Черные или голубые глаза. Карие глаза. Цвет глаз и бледный цвет тела у альбиносов. Об альбинизме. Иридодиагностика. Об общепринятой глазной диагностике. Причиной альбинизма является нерегулярная переработка серы и железа, осуществляемая посредством «я». Хлороз происходит от неправильной переработки железа, осуществляемой посредством астрального тела.
Пятая лекция.

9 февраля 1924 года.

Кругооборот жидкости на Земле по отношению к Космосу.

Вода, в сущности, образует кровообращение Земли. Циркуляция воды начинается с ее пресного, свободного от солей состояния и завершается в море в соленом состоянии. О солевом потоке, возвращающемся от устья реки вплоть до ее первоистока под Землей. Соленая вода в меньшей степени соотносится с мировым пространством. Источники пресной воды являются глазами Земли. В процессах размножения небесное действует на Землю. Опыты по выяснению значения селезенки. Указания на брошюру госпожи Колиско «Функци селезенки и вопрос о тромбоцитах». Размножение и образование органов чувств у морских рыб. Миграция лососевых. Перелет птиц. В левой половине тела человек в большей степени содержит земные силы, а в правой – в большей степени астральные, небесные силы. Эмансипация человека от Земли. Палтус и камбала. Цветок растения в качестве носителя света и корень в качестве носителя соли. Как питается Земля и как питается человек.


Шестая лекция 13 февраля 1924 года.

Об одежде человека.

О потребности человека защищаться от влияния окружающей среды. Животное в самом широком масштабе обладает защитой от внешних влияний. Та форма, в которой осуществляется у животного покрытие шерстью или оперение, зависит преимущественно от действия Солнца. Человек обладает самостоятельностью потому что он в отличие от животного не имеет внешней защиты, но в большей или меньшей степени подвержен влиянию земной окружающей среды. Эмансипация человека от внешних природных влияний. Две задачи одежды: предоставить защиту от внешнего мира и украсить. Одежда предназначенная для украшения совершенствовалась самым различным образом. Примитивные народности ощущали окраску астрального тела и делали ее видимой в своей одежде. Цветные культовые одеяния. О брючных штанинах и о так называемом цилиндре. О фраке и о моде. Женская одежда имеет в большей степени изначальные формы. Древние одеяния возникли по большей части из духовных потребностей. Развевающиеся, летящие и плотно облегающие одежды. Филистерские одежды возникли в целях самосохранения, самозащиты. О происхождении ордена. Тога как подражание сверхчувственному телу. Современный мужской сюртук –это укороченная, урезанная древняя тога. Как возник пояс, ремень. Современная одежда потеряла все цвета: серая одежда. О происхождении военной формы. Знамя и групповая душа. Алтарные изображения, изображения предков, изображение ландшафта. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля предназначалась в качестве знамени, носимого впереди процессии. Татуировки. Национальные стремления. Одежды возникли по большей части в целях защиты, но в значительной степени ради украшения.
Седьмая лекция.

16 февраля 1924 года.

О действии мышьяка и алкоголя в организме.

Об отравлении детей употреблявших мышьяк с пищей. Мышьяк совсем особым образом действует на астральное тело; особенно сильно он действует на дыхание. Отложение жировых масс как следствие действия мышьяка. Следы мышьяка присутствуют во всех продуктах питания. Голос кастратов. Легкие – не только орган дыхания, но и важный орган питания. Большинство легочных заболеваний основывается на том, что легкие неправильно питаются. Просвещение вместо обращения к закону. Запрет на ввоз алкоголя. Человек сам производит в своем организме алкоголь, в котором он нуждается для самоконсервирования. Виноград, вино вырабатывается посредством внеземного, солнечного начала. В отложениях каменного угля заложены все древние солнечные силы. У взрослых алкоголь действует на астральное тело и даже на само «я». Особый вред алкоголь наносит детям. О золотой рыбке и ее успешном развитии в воде пронизанной солнцем и теплом. В кожаном фартуке находит свое выражение система конечностей человека; в рубашке – грудная система, а в мантии, плаще – головная система. Первоначально фрак и цилиндр были принадлежностью плаща.


Восьмая лекция.

20 февраля 1924 года.

О связи высших членов существа с физическим телом. О действии опиума и алкоголя.

Зеленый цвет растений. Окраска у рыб. Значение полос по бокам у рыб. Расшатывание, разрыхление эфирного тела и астрального тела перед смертью и противоположное состояние, когда астральное тело слишком глубоко внедряется в физическое тело. Признание в преступлении может быть вызвано совместным высвобождением эфирного тела и совести. Прегрешение против свободы человека. Злоупотребление словом и письмом. Посредством алкоголя прежде всего подвергается воздействию «я». Опиум особенно сильно действует на астральное тело.


Девятая лекция.

23 февраля 1924 года.

Построение и разложение в человеческом организме.

Значение выделений. Исследования мочи. Различия между древней и новой медициной. В так называемом последе (плаценте) действует духовно-душевное начало человека. Глаз как выделение. Весь головной мозг как выделение. Мыслительная деятельность состоит в том, что головной мозг сортирует мысли, что подобно функции выделения. Физическое тело и эфирное тело строят, тогда как астральное тело и «я» вновь разлагают. Духовное начало основано на разложении, а не на построении. Жизнь в целом подлежит распаду, разложению. Пот выделяется посредством эфирного тела; моча выделяется посредством астрального тела; а выделения кишечника совсем особым образом находятся под действием «я». Все в здоровье и болезни зависит, в сущности, от того, насколько деятельно астральное тело. Исследования мочи на белок и сахар. Цветной показатель, хлопьевидность или чистота мочи. Древняя «фекальная аптека». Астральный призрак в моче, в поте и содержимом кишечника; мумия. Лошадиный навоз и коровий навоз. Сверхчувственное животное и сверхчувственный человек живет в выделениях. Образования опухолей и воспалительные процессы.


Десятая лекция.

27 февраля 1924 года.

О теории относительности Эйнштейна.

Мышление чуждое действительности. Популярное изложение теории относительности Эйнштейна. Вопрос о том, что является абсолютным покоем или абсолютным движением и что является относительным покоем или относительным движением?

Точка зрения Эйнштейна: можно говорить лишь о том, что вещи находятся в относительном покое или движении. Необычные следствия теории Эйнштейна. Распространение теории относительности. Дебаты с университетскими профессорами о теории Эйнштейна. Величина человека не является относительной, она обусловлена всем космическим пространством. Дебаты о силе тяжести во времена юности Р. Штейнера. Ранний Эйнштейн и поздний Эйнштейн. Опыт Плато. В теории относительности есть логика, но нет чувства реальности.
Примечания.

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ.

Дорнах, 7 января 1924 года.

Доброе утро, господа! Уже долгое время нам не удавалось быть вместе; может быть, кому-то из вас пришло в голову нечто такое, что нам следовало бы сегодня обсудить?


Автор вопроса: у больших муравьев, повсюду находящихся в лесах в самом низу муравейника есть своего рода мед или смола; ее используют в культовых целях, католические пасторы применяют ее при каждении. Я хотел спросить, отчего это происходит и из чего это вещество состоит.
Доктор Штейнер: в смоле, которая тут образуется, содержится то же самое вещество, которое содержится в ладане и ценность его не больше, чем у курений, производство которых на заводах обходится дешево. Муравейник возникает благодаря тому, что муравьи выделяют муравьиную кислоту на все, что они тащат с собой, на те смолистые частички деревьев, на которых они собирают древесные соки. Так что это не мед, а смола, смешанная с муравьиной кислотой.
Господин Мюллер: я бы хотел еще раз вернуться к пчелам, к древесным пчелам, гнездящимся на деревьях. В молодые годы я был свидетелем одного случая, когда в лесном массиве в квадрате, лес был подгнивший и его нельзя было использовать. Тогда один мастер столярного дела отправился туда и выкупил большой массив этой древесины, которая раньше использовалась только для столярных работ. Это древесину он использовал для столярных работ в новостройке. Но через год внутри помещений повсюду стали обнаруживать пчел. Эти пчелы были настолько опасны для постройки, что через два года этот мастер столярных работ должен был купить эту постройку. Все балочные перекрытия до самой крыши пришлось опускать вниз. Ему пришлось взять все это дело на себя, пришлось купить постройку.
Доктор Штейнер: Конечно, такое вполне могло случиться, это само собой разумеется. Но заселили ли древесные пчелы эту древесину на строительном дворе, на складе или это произошло еще в лесу?
Господин Мюллер: Продажа с аукциона состоялась осенью, весной древесина была использована, а летом стали вылетать пчелы.
Доктор Штейнер: Все то, что с одной стороны может быть крайне полезным, с другой стороны может оказаться страшно вредным. Но это не противоречит сказанному мною о том, что эти пчелы необходимы для древесины. Как говорят, все, что с одной стороны может быть чрезвычайно полезно, с другой стороны может стать чрезвычайно вредным. Я хочу привести вам один пример: представьте себе, что у маленького мальчика близорукость и ему дают очки; это необходимо, а при известных обстоятельствах очень полезно. Но если бы другой мальчик, считая очки особым отличием, преимуществом, захотел тоже носить их, это было бы не полезно, но вредно. Так и здесь: то, что в одном случае чрезвычайно полезно, с другой стороны может стать исключительно вредным. Это именно так.
Господин Мюллер: хотелось бы еще раз вернуться к пчелам, к тому, как наша жизнь и стремления связаны с пчеловодством. В последнее время мои коллеги не раз ставили мне на вид, что мне было бы лучше не говорить по написанному, а импровизировать. Но я возражал моим коллегам следующим образом: ведь у меня начальное образование и нет особых ораторских талантов. Я не в состоянии импровизировать. Вот и сегодня я бы хотел читать по написанному, а не импровизировать: о пчелах, о матке (он переходит от улья к рекламациям о рабочих и работодателях; возвращается к 1914 году и выражает недовольство. Сравнивает: в этом отношении мы тоже представляем собой пчелиный улей и так далее).
Доктор Штейнер: Господа, трудно говорить о таких вещах без подготовки, импровизируя. Всем нам, по всей вероятности, приходилось испытывать, что если такого рода обсуждения вносятся в повестку дня, и начинаются всякие спонтанные рассуждения, то такие пересуды носят совсем иной характер, нежели то, что основательно обдумано заранее. Вот почему хотелось бы, - если мы в дальнейшем должны будем вести подобные обсуждения на эту тему, основательно обдумывать предмет. В среду у нас снова будет в распоряжении одно занятие, так что я буду просить господ, желающих что-либо сказать на эту тему, перенести выступление на среду.

Правильно было сказано о темпераментах. Темпераменты действуют иначе, если человек проспал самую суть! (Вероятно, относится к выступлению г. Мюллера). Мне не хотелось бы снимать данную тему с повестки дня; и все же я, тем самым, не хочу сказать, что я сам не буду говорить на эту тему в среду. Я думаю, мы сделаем так: мы не будем обсуждать эту тему тотчас же по горячим следам, но подождем до среды. И тогда, в среду, я буду просить, чтобы взяли слово те господа, которым этого хочется.

Давайте сегодня остановимся на том, чем мы обычно занимаемся, на вопросе познания. Как сказано, будет учтено пожелание господина Мюллера и в среду мы поговорим на данную тему. Тогда и я скажу то, что я должен сказать.

Видите ли, для того, кто относительно хорошо владеет темой, вполне возможно говорить что-либо о науке без подготовки; но мне хотелось бы еще раз продумать те вещи, о которых тут шла речь. Как вы считаете, это правильно? (Согласие). Есть ли у кого-нибудь вопросы?


Господин Доллингер: в последнее время возникало много вопросов, - во всех газетах говорилось о том, что никто не знает, где остаются умершие слоны, так как их останков никто не находит. Я хотел бы спросить господина Доктора, может быть было бы интересно поговорить об этом?
Доктор Штейнер: Среди всего, что касается слонов, это очень интересная проблема! Дело обстоит так, что останки доисторических слонов, слонов древнего мира, древних времен находят иногда в отличном состоянии. Обстоятельства и условия при которых находят эти слонов древнего мира, доказывают, что именно эти животные, которых в естественной истории называют толстокожими всегда должны были умирать и соответственно оставаться в сохранности в таких местах – где этих доисторических животных и находят – что они сразу же оказывались под покровом окружающего их земного царства. Я имею в виду вот что: так хорошо сохраниться эти толстокожие могли только благодаря тому, что вода, земля и грязь не затягивали их постепенно; эти толстокожие должны были забираться в пустоты, в пещеры, где обвал или оползень сразу же накрывал их грунтом, земным царством. Вот почему случилось так, что когда чужеродное земное царство разрушало, растворяло мясо, ткани расположенные вокруг костного каркаса, твердые части этого скелета очень хорошо сохранялись. В музеях вы повсюду находите прекрасно сохранившиеся экземпляры этих могучих животных древнего мира.

Но это доказывает вам, что эти животные имели свойство перед смертью забираться в пещеры. Впрочем, что не имеет столь безусловного характера, - как вы это только что сказали, - можно говорить лишь о следующем: хотя, конечно, мертвых слонов иногда находят, очень часто не удается обнаружить каких-либо следов тех слонов, которых еще незадолго до этого видели. Свойством этих животных было то, что видя приближение смерти они забирались в пещеры и в пещерах умирали. Видите ли, господа, - то, что вы сказали, относится в сущности только к толстокожим, - а также вышесказанное (смерть в пещерах) связано с тем, что кожа у данных животных чрезвычайно толстая. Что же означает толстая кожа? Видите ли, твердые части животного представляют собой то, что в значительной степени родственно Земле. Даже ваши ногти в вас самих в значительной степени родственны Земле. Кожа слона такова, что она имеет исключительное родство с Землей. Благодаря этому слон ощущает всю свою (внутреннюю) жизнь как бы окруженной Землей, землей (как стихией), находящейся в его коже; слон чувствует себя хорошо только тогда, когда он окутан этой своей кожей. Умирание слона в этой коже происходит, в сущности, постоянно. Когда же надвигается смерть, - в этом состоит отличительный признак этих толстокожих животных – то животное, благодаря своей толстой коже, исключительно сильно ощущает это приближение смерти. Тогда ему хочется, чтобы в его коже было еще больше земли; в этом и состоит инстинкт, заставляющий их прятаться в пещеры. Но и в этих пещерах их как правило не ищут. Если бы в тех местах, где водятся слоны, стали их разыскивать в пещерах, то там обнаруживали бы мертвых слонов. На открытой местности их обычно не находят.

Эти факты доказывают, что животные вообще гораздо в большей степени предчувствуют свою смерть, чем человек; особенно же это касается тех животных, которых окружает толстая кожа. Относится это также и к большинству тех животных, которые относятся к низшим. Например, к насекомым; ведь они тоже облечены в роговидную кожу. Об этих маленьких животных можно сказать так: они не только чувствуют свою смерть, но в случае приближения смерти они предпринимают все возможное, чтобы умереть там, где это им лучше всего. Некоторые насекомые забираются в землю и там умирают.

Человеку приходится платить за свою свободу тем, что его способность предчувствия крайне мала. У животных нет свободы, все у них несвободно. Зато они обладают сильным предчувствием; вы знаете, что когда, например, угрожает опасность, опасность землетрясения, животные убегают, в то время как для человека эти события оказываются внезапными.

Мы можем сказать: ведь для человека чрезвычайно трудно проникнуть в душу животного. Но кто действительно может наблюдать животное, кто знает толк в таком наблюдении, тот найдет, что животные в отношении своей жизни всегда поступают исходя из предвидения. Хотя и нельзя сравнивать действия животного и действия человека!

Мы обсудим еще кое-что, касающееся слонов, благодаря чему нам станет понятно то, о чем вы спрашивали. Видите ли, неоднократно наблюдали, как какое-нибудь небольшое стадо слонов направляется к водоему, или, как мы здесь стали бы говорить, на водопой. Могло случиться так, что какой-нибудь дрянной мальчишка швырнул что-то в проходящего слона. Слон сначала держится очень терпеливо, он никак себя не проявляет, но выказывает полное безразличие к случившемуся. Дрянной мальчишка поджидает и снова хочет залепить слону, когда тот пойдет обратно. Но слон возвращается, набрав себе в хобот изрядную порцию воды. Когда же он снова видит на своем пути мальчишку, то прежде чем мальчишка успевает кинуть в него, он выбрызгивает на него всю воду, обливает его сверху до низу. Такие случаи наблюдали неоднократно. При этом можно сказать: вот, черт возьми! Ведь слон гораздо умнее человека, ведь он прямо-таки необычно мудр. Он запомнил обиду нанесенную мальчишкой, задержал в хоботе целый заряд воды и отомстил!



И все же господа, такие мысли о слоне были бы неправильны. Вы не должны приравнивать это к разумности человека, вы должны сравнивать это с другим его качеством. Если вам на глаз сядет муха, вы сделаете вот что: вы смахнете эту муху не долго раздумывая. В науке, где есть много терминов для непонятных вещей, такое движение называется рефлекторным. Итак, человек инстинктивно отмахивается, защищаясь от того, что при данных обстоятельствах может ему повредить. Это всегда происходит с человеком. В случае действий такого рода, когда человек сгоняет муху, головной мозг оказывается незадействованным; задействованы только те нервы, которые идут к позвоночнику. Когда человек обдумывает что-то, это происходит так: здесь вверху находится его головной мозг, затем, - если он, например, что-то увидел, - к головному мозгу подходит зрительный нерв, а от головного мозга через весь остальной организм идет воля, которая и совершает нечто. Но если человек просто смахивает, стирает когда на него села муха, то при этом нерв не заходит в мозг, - он даже в голову не заходит – нет, он идет непосредственно в позвоночник и помимо обдумывания посредством голоного мозга муха смахивается прочь. Следовательно, в поступках такого рода задействован спинной мозг; благодаря ему мы, люди инстинктивно обороняемся, если что-либо подступает к нам таким образом.

По крайней мере в физическом теле мы, люди, не имеем столь толстой кожи, наоборот, у нас очень тонкая кожа. Наша кожа настолько тонка, что она даже прозрачна; ведь кожа человека состоит из трех слоев: внутренним слоем является так называемая дерма, собственно кожа, затем внешняя кожа, которая совершенно прозрачна. Мы, также как и слон, имеем кожу, но эта кожа ничтожно тонка. Внешняя кожа совершенно прозрачна. Благодаря тому, что мы имеем проницаемую кожу, мы посредством нашего осязания контактируем с окружающей средой; благодаря этому контакту с окружением мы являемся мыслящими людьми, мы обдумываем вещи. Слон хотя и толстокожий, но в физическом смысле; люди часто оказываются такими же в моральном смысле. Но что же возникает вследствие этого? В соответствии со сказанным вы легко можете представить себе, что слон чрезвычайно нечувствителен к своему окружению. Слон почти ничего не чувствует, не осязает, и все, что он воспринимает со стороны своего окружения, он должен видеть; он является замкнутым в себе миром. Обстоятельно изучая характер слона люди иногда обнаруживают нечто крайне интересное. В целях расширения познания человек порой должен был бы испытывать желание уподобиться слону, быть как слон. Видите ли, если бы человек обрел характер слона, но в добавок сохранил способность рассуждать, обдумывать, то он стал бы необыкновенно разумен, разумен настолько, что и выразить нельзя! А ведь слон не использует головной мозг, чтобы вести себя разумно. Вследствие того, что он полностью изолирован (толстой кожей), замкнут в себе, его рефлекторные движения, движения самосохранения, оборонительные движения продлеваются. Они длятся долго. Если на вас садиться муха, а ваш инстинкт срабатывает недостаточно быстро, чтобы ее смахнуть, то муха и сама улетит. У слона дело обстоит так: он бы позволил мухе сидеть на себе, поскольку операция по изгнанию мухи у слона началась бы не раньше, как через час; так медленно действуют рефлексивные оборонительные движения. То, что слон проделывает с помощью хобота есть ни что иное, как такое рефлекторное движение, лишь растянутое по времени. Дело обстоит совсем не так, как если бы он размышлял: этот мальчишка обидел меня, я обрызгаю его голову порцией воды – нет, таким образом слон не размышляет. Но он, пока мальчишка еще стоит перед ним, хочет сбить его наземь своим хоботом; но реализация у слонов затягивается надолго. Если бы хулиган швырнул в вас какой-то дрянью, вы бы не долго думая сбили его с ног. Но слон – медлительное животное, причем именно из-за своей толстокожести и поэтому ему требуется много времени, чтобы обойти, подойти, пока он не захочет протянуть хобот и сбить мальчишку. А поскольку он, между тем, пьет, он замечает: когда в его хоботе есть вода, хобот сильнее, крепче, хобот становится крепче. Ему хочется укрепить свой хобот и для этого он удерживает в нем воду. Он чувствует, что хобот стал длиннее. Если слон выбрызгивает из хобота заряд воды, желая сбить хулигана – то это просто своеобразное удлинение хобота. Человеку же пришлось бы обдумывать все это. Так что не следовало бы наивно приписывать слону человеческую мудрость, но надо внедриться в душу слона, в его характер, чтобы обнаружить вышеописанное. Вот как обстоит дело в случае слона: он внутренне изолированное существо, он замечает все, но главным образом то, что происходит у него внутри. Вследствие этого он замечает и приближение смерти и может уйти и спрятаться.

Дело обстоит так, что сегодня зоопсихология развита в сущности, очень мало. Наблюдают животных и находят, - как я уже рассказывал вам, - много всяких интересных фактов. Но все же заглянуть в душу животного в настоящее время удается исключительно редко. Если человек хочет придти к этому, он должен усилить свои чувства, чтоб наблюдать жизнь.


РИСУНОК НА СТР. 22.


Перейдем к самому маленькому животному среди всех имеющихся. Есть совершенно маленькие животные, состоящие лишь из мягкой слизистой массы (см. рис 22). Эта мягкая слизистая масса в случае, если мимо оказывается какое-нибудь зернышко, может выпустить из себя нечто вроде щупальца. Из массы формируется своего рода рука. Она может снова быть вобрана назад. Но, видите ли, такие животные выделяют известковую или кремниевую оболочку, но у них она не очень заметна. Такая оболочка есть и у более совершенных животных и у них она более заметна. Есть животные тоже состоящие из такой слизистой массы, но внутри ее находится то, что при более точном рассмотрении выглядит подобно маленьким лучам; кроме того, снаружи находится облегающая со всех сторон оболочка, а на этой оболочке шипы. Все то, что вырастает как кораллы выглядит так.

Возьмем животное, у которого оболочка с шипами, а внутри в его мягкой массе помещается вот такое звездчатое образование. Что это? При тщательном исследовании обнаруживается, что эти лучи внутри создает не Земля; их создает космическое окружение Земли, звезды. Эта мягкая масса обусловлена воздействиями неба, тогда как твердая масса или масса с шипами обусловлена воздействиями идущими от Земли. Как осуществляется нечто подобное? Господа, если вы хотите знать, как это осуществляется, то представьте себе следующее; вот здесь кусочек, - я рисую с большим увеличением, - такого животного, состоящего из слизи.


РИСУНОК НА СТР. 23


Теперь здесь внутри в результате приходящих издалека звездных воздействий образуется кусок такого луча. Из-за этого образования звездное воздействие довольно крепко сжимает остальную массу. Но она, в свою очередь еще сильнее давит здесь на стенку. Вследствие этого давления изнутри оболочки – поскольку здесь давит сильнее – снаружи образуются выступы, шипы из оболочечной известковой или кремниевой массы. Так что снаружи, под действием Земли образуются эти шипы, тогда как внутри – образуются эти лучи, причем под воздействием звезд. Ведь это можно понять?

То, что образуется здесь внутри (звездчатое образование) является началом нервной массы. То, что образуется здесь снаружи является началом костной массы. У низших животных мы видим: нервы образуются под влиянием внешнего космического окружения, внеземного окружения. Все то, что относится к костям, к оболочке скорлупе, - низшие животные имеют только внешнюю костную систему – все это образуется под воздействием Земли.

Чем более совершенных животных мы рассматриваем, тем в большей степени прекращается образование оболочки, скорлупы, но (на первый план) выступает образование скелета, наиболее совершенным видом которого обладает человек. Но давайте посмотрим на человеческий скелет. Если вы рассматриваете человеческий скелет, вы обнаруживаете, что голову можно было бы сравнить с низшим животным, так как она представляет собой своего рода скорлупу. Внутренне она мягкая. Организация головы имеет существенные отличия от организации оставшейся части костной системы у человека. Ваши кости ног вы несете внутри себя, причем они покрыты тканями. Тут снаружи располагается мягкая (тканевая) масса. В данном случае костный скелет человек вбирает в себя, (то есть, строит внутри себя – прим. перев.). Тот факт, что организация скелета не остается внешней, - как в случае головы, - но вбирается внутрь, что мы видим в остальной части человека, этот факт некоторым образом связан с кроветворной функцией как у высших животных так и у человека. Если же вы рассмотрите низших животных, то в них все представляет собой белую массу. Далее то, что струится в них в качестве крови, само по себе имеет белый цвет. Кровь у этих низших животных белая и не теплая. Чем выше животное, чем в большей степени его организация приближается к человеку, тем в большей степени оно, как и человек, пронизывается кровяной массой, в остальном оставаясь прозрачным, светлым. Чем в большей степени нерв пронизывается кровяной массой, тем больше втягивается, вбирается внутрь организма скелет, который до тех пор был только внешней оболочкой, скорлупой (панцирем).

Можно поставить вопрос так: почему человек имеет внутренне сформированные кости, такие как в его руках, в его ногах? Потому что у него нервные массы проникаются кровяными массами. Так что можно сказать: высшим животным и человеку необходимо иметь внутри кровь для того, чтобы быть в состоянии втянуть, вобрать в себя внешнюю наружную оболочку. Понятно ли это?

В этом отношении можно также сказать и следующее: низшее животное ничего о себе не знает. Но человек и высшие животные знают о себе. Вследствие чего знают о себе? Вследствие того, что имеют в себе скелет, костный каркас; вот поэтому-то и знают о себе.
РИСУНОК НА СТР.25


Итак, если задают вопрос: откуда у человека самосознание, откуда он узнает о себе? – то надо указывать не на мышцы, не на мягкие ткани, но на твердый костный остов, на скелет. Благодаря твердому костному остову человек знает о себе. Дело в том, что рассматривать этот костный остов человека в высшей степени интересно.

Допустим здесь у нас человек, - я очень грубо обозначаю здесь его костную систему, (см. рисунок стр. 25). Чрезвычайно интересно следующее: когда вы рассматриваете скелет, вы должны представить себе, что этот скелет был внутри человека; но этот скелет человека сам по себе обтянут со всех сторон своего рода кожей. Если мне надо обозначить эту кожу здесь, то я должен нарисовать ее следующим образом. Когда человек живет, его костная система находится как бы в чехле который очень хорошо облегает ее, подходит к ней – это кожа, так называемая надкостница. Итак, представьте, что это сустав; здесь находится головка бедренной кости, которая охватывается суставной впадиной.


РИСУНОК НА СТР. 26


С надкостницей дело обстоит так: вот надкостница; вся внешняя часть кости обтянута надкостницей, здесь надкостница простирается дальше вот так, здесь она идет по-прежнему проходя поверх скелета. Следовательно, если вы просто представите себе находящийся внутри человека скелет, окажется, что этот скелет совершенно обособлен, изолирован в человеке. Между всеми остальными частями человека и скелетом располагается подобно чехлу надкостница. Действительно, тут дело обстоит так, как если бы вы взяв скелет на живом человеке, представили себе, что обтягиваете весь этот скелет охватываете его так, что снаружи этот «чехол» повсюду покрывает скелет. Вам, конечно, не придется это делать, так как это уже сделала сама природа; весь скелет в целом помещен в «чехол», то есть в надкостницу. Самое интересное состоит вот в чем: кровеносные сосуды доходят лишь до надкостницы, проникая в нее, - эта кровь питает кости, насколько их необходимо питать, но внутри этого «чехла» кости целиком представляют собой земные вещества, Землю; углекислая известь, фосфорнокислая известь, зола, соли и так далее, вы сталкиваетесь с необычным фактом; вы состоите из мышц, (органов, таких как) печень и тому подобных, в вас находятся кровеносные сосуды и кровь формирует в вас своего рода «чехол». Этот чехол изолирует вас изнутри. Внутри этого чехла имеется пустое пространство, но именно в этом пустом пространстве и помещается костный остов, скелет. Дело действительно обстоит так, что вы посредством некоего чехла, надкостницы отделяете, изолируете себя от костей, помещенных в вас. Эти кости в целом носят земной характер, внутренне (по содержанию) они представляют собой Землю. Вы не можете их ощутить внутренним образом. Вы чувствуете свои кости именно как кости столь же мало, как чувствуете вы кусок мела, который взяли в руку.

Если вы берете в руку кусок мела, вы ведь тоже не чувствуете его, это нечто внешнее для вас. (Здесь не имеются в виду тактильные ощущения – прим. перев.) Так и кости находятся вне вас, вы отделены от них неким чехлом. Все вы носите в себе – как свой скелет – нечто такое, что не является вами самими, что представляет собой лишь землю, сформированную в виде костей: фосфорнокислую известь, соли, углекислую известь; все это вы носите в себе облекая в некий чехол, в надкостницу.

Видите ли, господа, тут не место чему-то лишенному духа, бездуховному; ведь если в вас попадает заноза –тоже имеющая земной характер (по составу) – то она вызывает воспаление, нагноение. Однако кости нагноения не вызывают. Почему? Потому, что то место, в котором вы мертвы, безжизненны, в котором находящиеся внутри надкостницы кости действуют как нечто мертвое, безжизненное, - это место целиком и полностью проникнуто духом. Видите ли, удивительным, инстинктивным образом простые люди, которые зачастую знают больше образованных людей, представляли себе смерть в виде скелета, эти люди знали, что в скелете сидит дух. Вот почему они представляли себе, что когда дух изменяется, выступает во вне, он должен являться в форме скелета. Это вполне правильное образное представление. Ибо пока человек живет, он посредством своих костей создает место для духа.

Вот то, что в ближайшее время хотелось бы обсудить дальше. Но отсюда вы видите также, что человек прилагает много усилий к тому, чтобы сосредоточить дух в своих костях. Слон же предоставляет место для духа еще и в своей толстой коже. Благодаря тому, что в своей толстой коже слон предоставляет дополнительное место для духа, этот дух, который слон чувствует, может воспринимать угрозу разрушения со стороны внешнего мира. Человек не знает о своей смерти, потому что его коже слишком тонка. Если бы он в физическом смысле был толстокожим, то и он тоже стал бы уходить, забираться в пещеру и умирать в пещере. И тогда стали бы говорить: куда же пропадают эти люди? Они уходят на небо, когда умирают! Да, господа, о людях особо почитаемых в некоторых народных общинах говорили то же самое, что и о слонах. Так, например, о Моисее, о котором говорили, что труп его не нашли ( 5. «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. 6. И погребен на долине в земле Моавитской против Веффегера, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Второзаконие, 34 5-6 – прим. перев.) Он исчез, в то время, как представляли, что с ним и действительно произошло нечто подобное (имеется в виду: представляли, что он был взят на небо – прим. перев.) Он стал настолько мудр, считали эти люди, - как я это только что говорил вам. Если человек в физическом смысле имел бы толстую кожу и головной мозг, он был бы исключительно разумен, даже выразить нельзя, насколько был бы он разумен! Люди знали о таких связях, о таких закономерностях. Представьте себе, просто удивительно то, что знали эти люди! О Моисее люди говорят, что он был так умен, как если бы имел толстую кожу; вот почему он ушел и труп его так и не нашли. Это очень интересная связь. Или вам так не кажется? А ведь древние сказания сильно связаны с чистым, прекрасным почитанием животных. Об этом хотелось бы поговорить в следующий раз, если, конечно, останется время после предложенной нам дискуссии (имеется в виду разговор с г. Мюллером и др.)

Итак, в ближайшую среду, господа.

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ.

Дорнах, 19 января 1924 года.
Я хочу, господа, сделать обобщение в дополнении к прочитанным ранее лекциям. В следующий раз я попрошу вас снова задавать вопросы на ту или иную естественнонаучную тему.

Я говорил вам, что человека следует рассматривать как состоящего из его физического тела, которое мы видим глазами, но также и из более высоких организационных членов, из невидимых тел. Я рассказывал вам, что первым невидимым телом является эфирное тело. Это тонкое тело, которое нельзя воспринять обычными органами чувств; это тело, в сущности, является причиной того, что человек живет; оно же является причиной жизни растительного и животного мира. Следующее еще более высокое тело – это так называемое астральное тело. Это астральное тело обусловливает наличие у нас ощущения, обуславливает то, что мы можем чувствовать. Наличие астрального тела является общим признаком человека и животных, так как животные тоже имеют астральное тело. Но, кроме того у человека есть кое-что еще, то, чего нет у животных; это самосознание. Для этого нам служит «я». Итак, человек состоит из физического тела, которое видимо, и из трех тел более высокого уровня: эфирного тела, астрального тела и «я».

Если на основе сверхчувственных восприятий утверждают, что человек имеет эти сверхчувственные составляющие, сверхчувственные члены, то основательность такого утверждения можно наилучшим образом увидеть, - ее можно увидеть и на других примерах, - но наилучшим образом она становится очевидной при рассмотрении воздействия ядов на человеческое тело.

При обсуждении вопроса о насекомых мы видели, что при известных условиях воздействие такого яда на человека может быть в высшей степени благоприятным. Мы видели, что яд насекомых устраняет некоторые заболевания. Вот почему лекарственные средства тоже по большей части составляются из того, что в обычной жизни является ядом. Надо только брать их в соответствующей дозировке, что значит, надо брать их так, чтобы они могли правильно воздействовать на человеческий организм.

Воздействие ядов на человеческий организм носит специфический характер. В связи с воздействием ядов вы должны рассмотреть хотя бы следующее. Видите ли, мышьяк, который иногда используют как крысиный яд, является очень сильным ядом. Если человек принимает мышьяк, или даже если животное принимает мышьяк, то или скоро наступает смерть, или – в случае, если удается с помощью подходящего противоядия предотвратить смерть человека, то есть так сказать, изгнать мышьяк наружу – может начаться хроническое заболевание, вызванное мышьяком, которое может протекать замедленно. Может случиться и так, что человек профессионально связан с мышьяком, тогда может возникнуть аккумулятивное отравление малыми дозами мышьяка, что приводит к профессиональному заболеванию. Если Человек принимает мышьяка не так много, чтобы сразу умереть, если он принимает мышьяка хотя и мало, но тем не менее достаточно, чтобы последний нанес вред, то человек становится бледным, на вид он белый, как мел, становится истощенным и вследствие разрушения тела постепенно погибает. Он теряет свежий цвет лица, теряет необходимую упитанность. Итак, хотя воздействие мышьяка имеет в данном случае замедленный характер, тело постепенно погибает.

Но с другой стороны мы наблюдаем и нечто противоположное. В Австрии, например, есть одна альпийская долина, где в горных породах находят мышьяк. Там люди начали принимать совсем малые, ничтожные дозы мышьяка. Они могли переносить их. Они начинали с ничтожных доз, но затем дальше и дальше, принимали все больше и больше и, в конце концов, происходило нечто необычное; они могли переносить страшно много мышьяка.

Но зачем они это делали? Видите ли, господа, большинство людей делало это ради желания понравиться. Они от этого приобретали прекрасный цвет лица, а если раньше были худосочными, то полнели. Итак, они принимали мышьяк в целях понравиться, тщеславия ради, привыкали к приему мышьяка и от этого хорошо выглядели.

Здесь вы имеете дело с необычным противоречием. Такие противоречия вовсе не надуманы, они существуют не только в человеческом мышлении; в обычной жизни все противоборствует друг с другом также противоречия сплошь и рядом существуют в природе. Тут мы имеем дело со следующим противоречием: в одном случае мышьяк действует так, что человек становится истощенным, бледным, даже серым, - не волосы становятся серыми, но кожа. В одном случае человек погибает, а в другом случае человек, принимает мышьяк чтобы лучше выглядеть! Тут у вас налицо полное противоречие.

Что же при этом лежит в основе? Вы повсюду найдете такие проблемы, о которых в современной науке могут сказать только одно: это невозможно объяснить, надо приять это как факт. Это невозможно объяснить без знания о сверхчувственных телах человека! Видите ли, дело в том, что человек, точно так же как он должен постоянно иметь в себе муравьиную кислоту – о чем я вам говорил ( см. том 351 – прим. перев.) - должен постоянно иметь в себе и мышьяк. Его он вырабатывает сам. Во многих отношениях рассматриваемая тема вызывает у человека удивление: недавно я говорил вам: если утверждают, что человек в жизни может совсем обойтись без алкоголя, то это неверно. Человек может жить и не пить алкоголь; это правда. Но он не может жить без алкоголя вообще. Даже если он не пьет алкоголь, все равно в необходимых количествах этот алкоголь вырабатывает его собственное тело. Все вещества, которые имеет человек производятся в нем самом. То, что человек воспринимает извне служит только для поддержки, для «растопки». В действительности все необходимые ему вещества человек производит привлекая их из Космоса. В Космосе, в мировом пространстве есть все вещества в очень тонком состоянии. В мировом пространстве есть все; в мировом пространстве есть например, железо. Человек не только вдыхает его, но он получает его в свое тело через глаза и уши. А железо, употребляемое с пищей служит лишь в качестве поддержки. Его человек по большей части выделяет снова. Если бы человек не был определен к тому, чтобы между рождением и смертью жить на Земле, исполнять земные обязанности, он бы вообще не нуждался в питании, так как он мог бы все необходимое извлекать из мирового пространства. Но когда мы работаем руками, или когда приходится ходить, мы нуждаемся в поддержке, роль которой выполняет питание; тут недостаточно того, что производит тело.


страница 1 страница 2 ... страница 7 страница 8
скачать файл

Смотрите также:
Предисловие Марии Штейнер. Первая лекция
2194.38kb. 8 стр.

Лекция первая, Арнхейм, 17 июля 1924
571.35kb. 4 стр.

Лекция Человек и биосфера 1 Основы экологии человека 3
926.52kb. 9 стр.

© pora.zavantag.com, 2018