pora.zavantag.com Зарождение музыкального образования в США дж. К. Михайлов
страница 1

Зарождение музыкального образования в США

Дж. К. Михайлов

        В США зарождение музыкального образования связано с возникновением в нач. 18 в. многочисл. певч. школ, проводивших подготовку к хор. пению в церквах и на религ. собраниях; педагогами обычно были не музыканты-профессионалы, а священники, использовавшие опыт англ. церк. пения. В 1721 появились первые руководства для подобных школ, их авторы - священник Дж. Тафтс и Т. Уолтер. С деятельностью религ. общины Моравских Братьев (поселение Бетлехем, около Филадельфии, 1741) связан первый опыт регулярного М. о.


        К нач. 19 в. стала развиваться практика частных уроков. В 1830-х гг. амер. просветитель Л. Мейсон настоял на введении обязат. уроков музыки в школьную программу. Отсутствие высших муз. уч. заведений и невозможность совершенствоваться на родине вынуждали мн. амер. музыкантов учиться в Европе (гл. обр. во Франции и Германии). Позднее в Оберлине (Огайо) был основан муз. колледж (1835), там же - консерватория (1865), в 1857 - Муз. академия в Филадельфии, в 1862 - муз. ф-т Гарвардского колледжа, в 1867 - Новоангл. консерватория в Бостоне, Муз. колледж в Чикаго и Консерватория в Цинциннати, в 1868 - Ин-т Пибоди в Балтиморе, в 1885 - Нац. консерватория в Нью-Йорке, в 1886 - Амер. консерватория в Чикаго, в 1896 - муз. ф-т Колумбийского ун-та. Многие из этих муз. заведений были созданы на средства меценатов. В 1876 возникла Нац. ассоциация учителей музыки (MTNA). На постановку М. о. сильное влияние оказывала традиционная европ. система обучения (Парижская консерватория стала прообразом многих консерваторий США, уч. пособия в основном использовались немецкие). Иммигранты из стран Европы в кон. 19 - нач. 20 вв. дали импульс развитию амер. исполнит. школы, т. к. многие из числа приехавших музыкантов-виртуозов занялись преподават. работой (И. Венгерова, И. Левин, Е. Цимбалист и др.); были созданы новые уч. заведения. Особое значение имела деятельность Джульярдской муз. школы в Нью-Йорке (осн. в 1926), Истменской школы музыки в Рочестере (1921), Ин-та Кёртиса в Филадельфии (1924), консерватории в Сан-Франциско. Всё большее значение начали приобретать муз. ф-ты при ун-тах. В 1930-х гг. в связи с распространением фашизма в ряде стран Европы в США эмигрировали мн. выдающиеся музыканты, связавшие свою деятельность с амер. ун-тами (П. Хиндемит - с Йельским ун-том, А. Шёнберг - с Калифорнийским в Лос-Анджелесе, П. Г. Лэнг - с Колумбийским, и др.). Если раньше ун-ты в США ограничивались подготовкой педагогов (исполнители и композиторы получали обычно консерваторское образование), то со временем в них стали заниматься и подготовкой творческих кадров, а также музыковедов для проведения музыкальных исследований. Новые тенденции получили развитие в университетах Юж. Калифорнии и Индианы, а в 1950-60-е гг. стали типичным явлением для большинства университетов США. В 50-х гг. начала ощущаться острая нехватка педагогич. кадров. По предложению комп. Н. Делло Джойо фондом Форда был создан Проект совр. музыки, по к-рому молодые композиторы должны были возглавить процесс М. о. в школах, что придало бы учёбе более творч. характер. В 60-70-х гг. принцип экспериментирования в постановке муз. уч. процесса стал отличит. чертой амер. М. о. Оно включает использование методов З. Кодая, К. Орфа, Т. Судзуки, а также опыты работы с ЭВМ и синтезаторами звука, создание высших джазовых уч. заведений (Бостон и др.). В 70-е гг. дошкольное и младшее школьное муз. воспитание в США строится на использовании принципа учения-игры, куда включаются пение, ритмич. упражнения, знакомство с нотной грамотой, прослушивание музыки. В средней школе (колледже) занятия музыкой обычно включают игру на инструментах; распространены хор. ансамбли, духовые и джазовые коллективы, симф. оркестры. Мн. ун-ты привлекают к работе высокопрофессиональные исполнит. ансамбли, а также композиторов по контракту на один год или неск. уч. лет для преподавания и творч. деятельности.
        В Канаде М. о. имеет много общего с М. о. в США. Среди спец. муз. уч. заведений наиболее крупные - Академия музыки в Квебеке (осн. в 1868), Канадская консерватория в Торонто (1870), консерватории в Монреале (1876), Торонто (1886), Галифаксе (1887). Лучшие педагоги сосредоточены на муз. ф-тах ун-тов Торонто, Монреаля и др. Многие из ун-тов имеют хор. и камерные ансамбли, а нек-рые - симф. оркестры.
        В Австралии муз. школы простейшего типа были созданы в 1-й пол. 19 в. Позже возникли муз. колледж в Аделаиде (осн. в. 1883; преобразован в консерваторию), муз. школа в Мельбурне (впоследствии - Консерватория им. Н. Мелбы), консерватории в Сиднее (осн. в 1914), в Новом Юж. Уэлсе и др. В нач. 20 в. созданы муз. ф-ты в ун-тах Мельбурна, Сиднея, Аделаиды. С кон. 1960-х гг. в уч. программы стала вводиться совр. музыка, начали применяться новые принципы и методы обучения. Ведущая роль в этом движении принадлежит Канберрской муз. школе, осн. в 1965 по типу амер. Джульярдской школы. Начали функционировать летние студенч. лагеря (с сер. 1960-х гг.; Мельбурн, Аделаида), в к-рых проводились занятия музыкой, устраивались концерты, встречи с видными музыкантами. Большое значение имеет деятельность Австралийской муз. экзаменац. комиссии, проводящей ежегодные испытания по теоретич. предметам и игре на инструментах с целью повышения общего муз. уровня. В 1967 создано Об-во М. о.
        В странах Лат. Америки М. о. развивалось примерно одинаково: от частной практики и примитивных муз. школ до организации муз. колледжей, консерваторий и муз. ф-тов при ун-тах, причём сначала копировалась европ. система и только в 1950-х гг. стали зарождаться нац. формы. Музыканты стран Лат. Америки, ранее проходившие обучение в Европе и США, всё чаще предпочитают учиться в своей стране. Ведущие страны в области постановки М. о. - Аргентина, Бразилия, Мексика.
        В Аргентине первое муз. уч. заведение (Академия музыки) было открыто в 1822 в Буэнос-Айресе, по инициативе комп. А. Вильямса здесь же создана консерватория (1893, впоследствии также названа именем А. Вильямса). Позднее в Буэнос-Айресе - муз. центре Лат. Америки были основаны ещё две консерватории - Национальная имени К. Л. Бучардо (1924) и Муниципальная имени М. де Фалья. В сер. 60-70-х гг. возникли муз. уч. заведения в Кордове (экспериментальная группа Школы изящных иск-в, 1966), Высшая школа музыки в Мендосе, муз. ф-ты при Католич. ун-те в Буэнос-Айресе и ун-те Ла-Платы, Высший муз. ин-т при ун-те Литораль в Росарио и др. Важным событием явилось создание Лат.-амер. центра высших муз. исследований при Ин-те Т. Ди Телья (1965). Большое значение имеет деятельность Аргент. об-ва муз. педагогов (осн. в 1964).
        В Бразилии первое муз. уч. заведение - Корол. консерватория в Рио-де-Жанейро (1841, с 1937 - Нац. школа музыки). Большой вклад в развитие М. о. внёс коми. Э. Вила Лобос, основавший ряд муз. школ, а также Нац. консерваторию хор. пения (1942, в основном для педагогич. целей), затем Враз. муз. академию им. О. Л. Фернандиса (1945, Рио-де-Жанейро). К важнейшим муз. уч. заведениям Бразилии принадлежат также Браз. консерватория в Рио-де-Жанейро (осн. в 1940), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (осн. в 1909). В 1960-е гг. возникли новые экспериментальные формы М. о.: Свободный муз. семинар при ун-те Баия, Летние курсы в Тересополисе (вблизи Рио-де-Жанейро), Муз. семинар Pro Arte (Рио-де-Жанейро); организованы муз. школы в Ресифи, Порту-Алегри, Белу-Оризонти и др.
        В Мексике центрами высшего М. о. являются Мекс. нац. консерватория и Муз. школа ун-та в Мехико, а также муз. отделение Нац. ин-та изящных иск-в (Мехико), Консерватория в Гвадалахаре и др.
        Практически во всех странах Лат. Америки имеются высшие муз. уч. заведения (консерватории или муз. ф-ты ун-тов), к-рые отличаются в основном уровнем постановки уч. процесса, а не программами и методикой обучения.
        Ок. сер. 19 в. начался процесс проникновения европ. форм М. о. в страны Азии и Африки. Евроцентристская концепция, по к-рой большинство внеевроп. цивилизаций признавалось малоразвитыми или даже примитивными, почти полностью отрицала нац. культурные ценности. Миссионеры, а затем христ. религ. организации приучали африканцев к католич. или протестантскому церк. пению. Колониальная администрация насаждала в школах европ. систему образования, в т.ч. и музыкального. Позднее многие одарённые музыканты стран Азии и Африки стали учиться в Великобритании ("Тринити-колледж", где получили образование мн. композиторы Зап. Африки), Франции, Германии и США. На родине они культивировали зап.-европ. музыку и принципы обучения. Т. о., муз. грамотность и профессионализм как таковые стали близки к зап.-европ. муз. образоват. цензу. Позитивные тенденции в М. о. связаны, с одной стороны, с просветит. деятельностью отд. выдающихся европ. музыкантов в странах Азии и Африки (напр., А. Швейцер), с другой - с попытками деятелей нац. культур найти приемлемый компромисс между вост. и зап. системами (опыты Р. Тагора в Шантиникетоне).
        Культурное возрождение в большинстве стран Азии и Африки вызвало углублённый интерес к традиц. формам нац. иск-ва. Возникло множество сложнейших проблем: нотировать нар. музыку или культивировать её в устной традиции, сохранять фольклор в неизменном виде или его развивать, использовать зап.-европ. опыт или не применять его. Во многих странах уже складывается сеть муз. учреждений, разрабатываются программы обучения, имеются кадры квалифицированных специалистов.
        В Японии процесс строительства муз. ин-тов совр. типа начался раньше, чем в др. странах Азии и Африки, - в нач. 19 в. В 1879 япон. правительством для организации М. о. в школах страны был приглашён амер. музыкант-просветитель Л. У. Мейсон (проработал там три года; школьная муз. практика в Японии надолго сохранила за собой назв. "песни Мейсона"). С сер. 1970-х гг. программы школьного обучения разрабатываются и контролируются Мин-вом просвещения. Большое значение в деле детского М. о. имел метод Т. Судзуки, связанный с развитием слуховых навыков посредством скрипич. игры. Среди высших уч. заведений Японии выделяются: ун-ты иск-в в Токио (ранее Академич. школа музыки) и Осаке, Муз. академия Тэнцокугакуан (с 1967), муз. ф-ты ун-тов Киусу, Тиба, колледж Тоё.
        В Индии центрами М. о. стали Академия музыки, танца и драмы ("Сангит натак академи", 1953) в Дели с филиалами во мн. штатах страны, муз. колледж "Карнатика" в Мадрасе, ун-т Гандхарвы в Бомбее, Академия музыки в Тируванантапураме, муз. ф-ты ун-тов в Майсуре, Варанаси (Бенарес), Дели, Патне, Калькутте, Мадрасе и др. городах. К преподаванию привлекаются лучшие мастера инд. музыки - устады, ранее действовавшие разобщённо и не имевшие необходимых условий для систематич. обучения молодёжи (игра на ситаре и вине, иск-во раги, импровизации и др.). Программы обучения охватывают всё многообразие инд. музыки, а также отражают её связь с др. иск-вами (танец, драма). Зап. системы М. о. в Индии не получили большого развития.
        Значит. преобразования претерпела система М. о. начальных, средних и высших школ в араб. странах. В Египте в Каире в 1959 создана консерватория с теоретич. и исполнит. ф-тами; с 1971 действует Академия раб. музыки (ранее Школа вост. музыки, затем, с 1929, - Ин-т араб. музыки), где изучаются традиц. музыка и игра на нац. инструментах. Развитию М. о. в школах способствовало воспитание педагогич. кадров (Ин-т по подготовке учителей музыки в Замалеке, Каир). В Ираке муз. центром стала Академия изящных иск-в с отделением музыки (осн. в 1940, Багдад), в Алжире - Национальный ин-т музыки, состоящий из трёх отделений (исследовательского, педагогического и фольклорного), и др. Во многих этих учебных заведениях преподают советские музыканты.
        В Иране имеются нац. консерватория и Консерватория европ. музыки, осн. в 1918 в Тегеране, Консерватория в Тебризе (1956), а также музыкальные ф-ты университетов в Тегеране и Ширазе. Создана музыкальная студия для детей и юношества при радио и телевидении Ирана.
        В Турции высшее М. о. сосредоточено в консерваториях Стамбула и Анкары.
        Сложные процессы происходят в М. о. стран Aфрики. Первые консерватории на континенте (в Кейптауне, Йоханнесбурге, Вост.-Афр. консерватория в Найроби) функционируют уже десятки лет, но они в основном предназначались для неафриканцев. После завоевания независимости в большинстве стран Африки активно вводится М. о. Особое развитие оно получило в Гане, где созданы ф-т музыки и драмы при ун-те в Лигоне, Ин-т по изучению Африки (муз. исследования являются основой его деятельности), Нац. академия музыки в Виннебе, Африканский ин-т музыки в Аккре, муз. ф-т Ин-та в Кейп-Косте. Муз. колледжи Акропонга и Ачимоты воспитали неск. поколений музыкантов Ганы.
        В Нигерии большое значение имеют муз. ф-ты ун-тов Лагоса, Ибадана и Иле-Ифе, а также колледжи в Зариа и Ониче. Относительно высокого уровня достигла постановка М. о. в Сенегале, Мали (Нац. муз. школа в Конакри) и Гвинее, всё большую роль начинают играть музыкальные факультеты в университетах Макерере (Уганда), Лусаки (Замбия), Дар-эс-Салама (Танзания).
        В консерваториях мн. афр. стран изучается в основном зап. музыка (теоретич. дисциплины и игра на инструментах), а на муз. ф-тах ун-тов особое внимание уделяется нац. музыке, ин-ты по изучению Африки заняты проблемой сохранения и развития фольклора континента.
        Всё большее значение приобретает постановка М. о. в нач. и средних школах (во мн. странах музыка является обязат. дисциплиной). Важнейшая задача - передача традиц. наследия, но способы её остаются во многом такими же, как и столетия назад.
        Проблема М. о. - одна из главных в деле сохранения и развития древних культур Азии и Африки, поэтому ЮНЕСКО, Междунар. муз. совет, Междунар. об-во муз. педагогов и др. уделяют ему особое внимание.
        Разрабатываются программы, учитывающие специфику и степень развития М. о. в данной стране, используются новые, иногда экспериментальные методы обучения (напр., по системам З. Кодая и К. Орфа), проводятся конференции, конгрессы и семинары, осуществляется консультативная помощь и обмен кадрами.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Зарождение музыкального образования в США дж. К. Михайлов
79.38kb. 1 стр.

История Капеллы
122.28kb. 1 стр.

История семьи Михайловых. Михайлов Василий Михайлович
63.92kb. 1 стр.

© pora.zavantag.com, 2018